Власти столицы Мексики хотели бороться за чистоту атмосферы, запрещая водителям пользоваться личным транспортом по субботам. В выигрыше оказались автодилеры и таксисты, но воздух чище не стал.

Смог над Мехико
Люди в респираторах в метро Мехико

Мехико — самый большой город Северной Америки, и один из самых неблагополучных с точки зрения загрязнения воздуха в Северном полушарии. В 1989 году власти города обратили внимание на панические отчеты экологов о рекордном содержании загрязнителей в атмосфере и ввели ограничения на пользование личным автотранспортом. Так родилась одна из старейших программ ограничения трафика в мире.

До 2008 года ограничения распространялись только на будние дни: автомобилям с номерами, оканчивающимися на определенные цифры, было запрещено появляться на дорогах в определенные дни недели. 9 лет назад программу решили распространить на субботы: в зависимости от номера машины владелец терял право садиться за руль в определенную субботу месяца. Прогнозы были крайне оптимистическими: содержание моноксида углерода, оксидов азота и микрочастиц в атмосфере должно было сократиться на 17−16% (выхлопные газы считаются главным источником CO и оксидов азота в городском воздухе).

Однако стратегия оказалась совершенно проигрышной. Как показывает отчет, опубликованный в Scientific Reports, содержание восьми важнейших загрязнителей в атмосфере Мехико вообще не изменилось за 9 лет эксперимента. Не помог даже строгий полицейский контроль: за нарушение запрета водителям грозит внушительный штраф и изъятие машины на 48 часов, а взятки не помогают: слишком много постов дорожной полиции

Оказалось, что люди готовы платить за то, чтобы не отказываться от комфорта личного автомобиля. Многие обзавелись второй машиной, чтобы ездить на ней, когда закон запрещает передвижение на первой, другие начали чаще пользоваться такси, но очень маленький процент населения предпочёл общественный транспорт — в Мехико он дешевый, но медленный и неэффективный.