Древнейший предок человека оказался похож на мешок с зубами

Международная группа палеонтологов обнаружила в Китае останки ископаемых многоклеточных, напоминающих мешочки с большим ртом. Ученые считают, что эти животные могли быть древнейшими предками всех вторичноротых организмов, в том числе и человека.
Древнейший предок человека оказался похож на мешок с зубами
S Conway Morris / Jian Han

Большая часть современных видов появилась во время так называемого кембрийского взрыва скелетной фауны, произошедшего 540−520 миллионов лет назад. Тогда на Земле появились организмы, ставшие предками современных вторичноротых — группы многоклеточных животных, к которым относится и человек.

Исследуя сланцевые залежи, сформировавшиеся во время кембрийского взрыва в провинции Шаньси в Китае, палеонтологи обнаружили на камнях отпечатки необычных существ, похожих на маленькие мешочки с большим ртом, окруженным острыми выступами. Учёные дали им название Saccorhytus coronarius.

Как рассказывает Шу, его команде пришлось «просеять» примерно три тонны пород с момента открытия первых останков Saccorhytus coronarius для того, чтобы найти полноценные останки и понять, к какой группе животных эти создания принадлежат.

Интерес ученых был вызван тем, что они не могли понять, где находится анальное отверстие у этого существа. Проанализировав несколько десятков окаменелостей, Шу и его коллеги пришли к выводу, что у Saccorhytus coronarius его нет вообще. Это говорит о том, что палеонтологам удалось найти самое древнее вторичноротое животное.

Эти организмы, как предполагают ученые, обладали неким подобием жабр, следы которых можно заметить в виде конических структур на его коже. Через них «мешок» выпускал воду, которую проглатывал вместе с пищей. Впоследствии эти конусы могли превратиться в жаберные дуги, а затем — в челюсти и нос первых рыб, положив начало эволюции человека, который появится на Земле через 519,8 миллиона лет после попадания «зубастых мешков» в сланцевые летописи кембрия.

Исследование опубликовано в журнале Nature.