Доисторическое искусство: как древние люди создавали «анимированные» рисунки на камнях

Возможно, первый вид «анимации» появился не в конце XIX века, а намного-намного раньше. Британские исследователи проанализировали гравированные таблички времен палеолита и пришли к выводу, что изображенные на них фигуры казались живыми в мерцающем свете костров.
Доисторическое искусство: как древние люди создавали «анимированные» рисунки на камнях
Needham et al., PLOS One, 2022/CC-BY 4.0

Необычные «мультики» смотрели наши древние предки, сидя перед костром в пещере

В исследовании, опубликованном в журнале PLoS One, ученые рассмотрели один из видов палеолитического искусства – плакетки с гравировкой. Эти плакетки представляют собой небольшие плоские камни, которые были найдены по всей Европе (но чаще всего встречались в регионах от Португалии до Германии). На них изображены животные, люди и абстрактные символы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ранее археологи не могли установить их точное предназначение.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

Что показало исследование?

Авторы работы подробно исследовали 54 таблички, собранные в середине XIX века на юге Франции во время раскопок скального навеса Монтастрюк.

На большинстве плакеток выгравированы изображения бизонов, козлов, лошадей и оленей. На некоторых также присутствуют птицы, параллельные линии и неопределенные предметы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самые крупные из гравюр были размером с лист бумаги формата A4, а их толщина достигала 3 сантиметров. Правда, большинство из них были вдвое меньше этих размеров.

Интересно, что все плакетки имели следы нагрева – их нагревали уже после нанесения гравировки. Анализ показал, что каждая из них подвергались воздействию высоких температур – от 100 до 300 °C. Следовательно, они часто лежали вблизи костра или какого-либо другого источника тепла.

Ученые предполагают, что таблички размещали рядом с костром для создания на них «анимации», благодаря игре света. Команда даже проверила гипотезу с помощью эксперимента: они создали аналогичные плакетки и разместили их рядом с костром, чтобы увидеть, как «оживают» рисунки. К примеру, изображения табунов лошадей и горных козлов в движениях пламени становились динамичными – звери начинали «бежать».

Авторы отмечают, что размещать таблички рядом с костром могли не только для этих целей. Камни могли сохранять тепло, что было важно в зимние холодные дни.