Первое в истории снижение концентрации CO2 в атмосфере: мы справились с глобальным потеплением?

Впервые исследователи обнаружили кратковременные региональные колебания содержания углекислого газа в атмосфере (CO2) по всему миру, обусловленные снижением выбросов в результате деятельности человека.

Впервые ученые заметили, что концентрация углекислого газа в атмосфере уменьшилась, но означает ли это победу над глобальным потеплением?

Используя комбинацию спутников NASA и атмосферного моделирования, ученые провели первое в своем роде исследование изменения концентрации CO2, созданного людьми. В новой работе ученые использовали данные Орбитальной углеродной обсерватории (OCO-2) для измерения снижения выбросов углекислого газа во время пандемии COVID-19. Эти данные о выбросах, которые стали открытыми совсем недавно, теперь позволят отслеживать влияние антропогенных факторов на концентрации CO2 почти в режиме реального времени.

Предыдущие исследования изучали последствия локдаунов в начале пандемии и показали, что концентрация углекислого газа несколько снизилась в 2020 году. Однако, объединив данные OCO-2 с высоким разрешением с инструментами моделирования и анализа данных Системы наблюдения GEOS NASA, авторы новой работы смогли сузить круг ежемесячных изменений, вызванных деятельностью человека, а также естественными причинами в региональном масштабе. В результате ученые подтвердили, что концентрация парникового газа в атмосфере Земли действительно уменьшилась.

Глобальное потепление отменяется?

Измерения команды показали, что в Северном полушарии антропогенный рост концентраций CO2 снизился с февраля по май 2020 года и восстановился в течение лета, что согласуется с глобальным снижением выбросов на 3-13% за год.

В Южном полушарии сигнал был не столь четким из-за другой рекордной климатической аномалии — диполя Индийского океана (ДИО). ДИО представляет собой циклическое охлаждение океанов в Юго-Восточной Азии и потепление океанов в восточной части Индийского океана. Произошедшие в конце 2019-начале 2020 года эти события сильно повлияли на углеродный цикл и затруднили обнаружение сигнала от локдаунов COVID-19, но также продемонстрировали потенциал GEOS/OCO-2 для отслеживания естественных колебаний CO2 в будущем.

Несмотря на это небольшое падение не стоит оценивать его как позитивную динамику уменьшения концентрации углекислого газа, ведь вызвано это введением локдаунов по всему миру. Со снятием ограничений все активности людей восстановились, фабрики заработали на полную и есть шанс, что концентрации продолжат расти с еще большей скоростью.