Исследование: конструктивная критика имеет больший спрос, чем кажется

Все хотят стать лучше, но не каждый готов услышать критику? Не совсем так: ученые отмечают, что конструктивный фидбэк имеет большой спрос
Исследование: конструктивная критика имеет больший спрос, чем кажется

Критиковать можно и в интернете. Главное — без агрессии и оскорблений

Опубликованная в APA's Journal of Personality and Social Psychology работа говорит о существенной роли конструктивной обратной связи в обучении и повышении производительности. Ученые отмечают, что такой «фидбэка» (feedback) хочет получить намного больше людей, чем может показаться с первого взгляда. Однако, несмотря на желание получить конструктивную критику, люди часто избегают ее сообщать. В пилотном исследовании выяснилось, что только 2,6% участников сообщили тестировщику о видимом пятне на его или ее лице (например, шоколад, губная помада или красный маркер) во время опроса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«У людей часто есть возможность предоставить конструктивный фидбэк кому бы то ни было, что улучшило бы или помогло человеку в той или иной мере. Не использование этой возможности может иметь пагубное последствие для потенциальных получателей критики» — говорит ведущий автор исследования Николь Аби-Эсбер. Предыдущие исследования говорили об избегании обратной связи людьми из-за опасения негативных последствий, например, смущения или расстройства у другого человека. Аби-Эсбер и ее коллеги говорят уже о другой причине: человек просто не полностью осознает потенциал своего вклада в улучшение результатов других. Это и приводит к недооценке желания конструктивного фидбэка.

pexels.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как тестировали теорию

Исследователи провели серию из пяти экспериментов, где участвовали 1984 человек. В одном из них участникам предоставили 10 гипотетических неловких социальных ситуаций на работе, где они могли дать или получить конструктивную обратную связь. В другом эксперименте участников попросили вспомнить ситуацию, когда они могли либо дать, либо получить конструктивную обратную связь. В финальном эксперименте участников разделили на пары: один репетировал речь для конкурса, а другому было поручено слушать и критиковать.

Во всех пяти экспериментах люди постоянно недооценивали желание потенциальных получателей получить критику. Выяснилось, чем важнее на практике обратная связь (например, сообщение кому-то, что им нужно улучшить свои навыки презентации), тем больше вероятность того, что участники недооценят ее потребность, и тем меньше вероятность, что критику предложат. Разрыв был меньше в более повседневных, менее серьезных сценариях, например, когда у другого человека была еда на лице или дыра в штанах. «Даже если вы не решаетесь оставить отзыв, мы рекомендуем вам его оставить. Представьте, что вы находитесь на месте другого человека, и спросите себя, хотели бы вы получить обратную связь, если бы вы были на их месте. Скорее всего, да, и это осознание может помочь вам дать обратную связь другим людям» — подводит Николь Аби-Эсбер.