Ученые создали песок с восковым покрытием. Он может заменить пластиковые пленки для огородов

Опытные дачники знают — чтобы земля не выветривалась, не пересыхала или не промерзала, ее лучше застилать специальными покрытиями (мульчей), например, пластиковой пленкой. Но ученые считают, что лучшей альтернативой пластику может стать песок с восковым покрытием — он защитит корни растений от агрессивной среды и не навредит планете.
CS Agricultural Science &Technology 2022

Аравийские ученые предлагают опытным дачникам использовать восковый песок вместо пластиковых пленок для огорода

Мульчирование — это то, чем занимаются все садоводы и огородники на своих дачах. Так называется процесс, когда почву накрывают специальным органическим или неорганическим покрытием (мульчей), чтобы сохранить полезные элементы, предотвратить вымывание почвы и промерзание корней и защитить растения от сорняков. Выглядит мульчирование вот так:

Иногда в качестве мульчи используют органику: скошенную траву, сено, опилки или листья. Но чаще всего предпочтение отдается пластиковым пленкам, которые после использования никак не перерабатываются, а их маленькие частицы остаются в почве. В этой ситуации исследователи из Научно-технологического университета имени короля Абдаллы (Саудовская Аравия) предложили использовать альтеративное вещество — кварцевый песок, покрытый очищенным парафином.

Как получили восковый песок

Сначала ученые взяли кварцевый песок и добавили в него гексан — органический растворитель. После того как гексан испарился, на каждой песчинке остался слой гидрофобного (водоотталкивающего) воска толщиной 20 нанометров.

Чтобы проверить свойства полученного водоотталкивающего песка, исследователи засыпали им поле на территории Саудовской Аравии — оказалось, новое вещество снижает потерю влаги в почве на 56-78%. Результаты безусловно впечатляют, но можно ли использовать такой песок в качестве мульчи?

Ученые проверили и это — в течение нескольких вегетационных сезонов они мульчировали ростки пшеницы, ячменя и томатов восковым песком — присыпали корни слоем в 5-10 мм толщиной. В итоге оказалось, что эти растения принесли на 73% больше урожая, чем контрольная группа растений, выращенных в открытой почве.

Специалисты отмечают, что в своих экспериментах они использовали очищенный «пищевой» воск, который не токсичен и биоразлагаем, поэтому он не должен наносить вред окружающей среде или накапливаться в ней.