Отражение ветра: Лента за порогом

Колоссальная и таинственная «лента», обнаруженная в прошлом году зондом IBEX сразу за границей Солнечной системы, получила, наконец, объяснение.

В прошлом году зонд IBEX, о запуске которого мы рассказывали в статье «Пограничник на орбите», сделал странную находку. У самой границы Солнечной системы он обнаружил длинную, растянувшуюся практически на весь небосклон «ленту», из которой фиксировался довольно мощный поток частиц. Причин ее существованию ученые не знали, и тогда этот результат буквально шокировал их: что это, откуда? Все казалось неясным. Теперь же, кажется, загадка эта решена.

«Мы считаем, это результат отражения, — поясняет Якоб Хирикхусен (Jacob Heerikhuisen), — результат движения частиц солнечного ветра за пределы Солнечной системы в межзвездное пространство, и их отражения магнитным полем галактики».

Межзвездное пространство сразу за границей Солнечной системы — это настоящая terra incognita современной астрономии. И каждое свидетельство о том, что здесь происходит, бесценно. Тем более — столь интересное свидетельство. Оно говорит о наличии мощного магнитного поля в этой области, что прекрасно согласуется и с данными других космических миссий. И магнитное поле это начинается прямо у нашего порога.

Именно его влиянием можно объяснить обнаруженную «ленту». Несмотря на то, что на иллюстрациях (см., например, диаграмму слева) она выглядит яркой, на деле никакого излучения она не испускает. Вместо него она испускает потоки атомов, в основном, водорода. Именно их и фиксировали датчики IВEX.

Сам процесс отражения, приводящий к такому внушительному эффекту, довольно сложен. Он включает многоступенчатый обмен зарядами, на одном конце которого находятся заряженные частицы солнечного ветра, а на другом — атомы водорода. Но если вкратце, то примерно в 15 млрд км от Солнца солнечный ветер встречает магнитное поле галактики, которое «заворачивает» часть этого потока обратно, во внутренние пределы Солнечной системы. Кстати, если предложенное Хирикхусеном и его коллегами описание верно, то форма этой «ленты» может подсказать нам ориентацию магнитных полей в нашем углу Млечного Пути.

Солнечная система проходит сейчас через регионы галактики, сравнительно наполненные космическими лучами и скоплениями межзвездного вещества. Магнитное поле Солнца до некоторой степени защищает нас от их опасных воздействий, но и оно само подвержено этому суровому влиянию. То, как взаимодействуют эти магнитные силы, пока неизвестно, и никто не может сказать, что будет, если магнитное поле галактики вскоре усилится.

О других неожиданных аспектах этого большого космического путешествия читайте: «Магнитное облако».

По информации NASA