5 декабря американские военные провели необычный массовый эксперимент. Всем желающим предлагалось странное задание: указать точное местоположение 10-ти воздушных шаров, находящихся в разных частях США. Победитель получил аж 40 тыс. долларов. За что такое богатство? Сейчас узнаем.
Редакция ПМ

Разумеется, не обошлось тут без нашего частого героя, агентства военных разработок DARPA, под эгидой которого и реализуется проект DARPA Network Challenge.

Это своего рода «прятки»: исследователи поднимают вверх 10 красных 2,5-метровых воздушных шаров, а все желающие их разыскивают и сообщают точные координаты. Правда, одна загвоздка: чтобы получить приз в 40 тыс. долларов, нужно назвать данные по всем до единого шарам. Да и в отличие от детской игры, прятать шары никто не собирался — сложность была в том, что они располагались в самых разных частях страны, разделенные тысячами километров.

Соответственно, и цель, которую преследовали разработчики проекта, была не в попытке заставить найти, а в изучении возможностей консолидации информации, которыми обладает любой современный человек, активно пользующийся Интернетом и социальными сетями. Как говорит глава проекта Норм Уайтекер (Norm Whitaker), «Мы не шарики разыскиваем. Нам интересны возможности, которые дает современная Сеть».

Речь скорее даже не об индивидуальной личности, а всем сетевом сообществе, его способностях, как целого, мобилизоваться для решения срочных и нетривиальных задач, реагировать на изменения ситуации.

Чтобы объяснить это, Уайтекер прибегает к такой аналогии. Представьте себе, что в соседнем городе началось наводнение. Раньше мы бы узнали о нем по радио или телевизору — а теперь? Теперь мы куда раньше получим эту информацию, прочтя сообщения в блоге. На появление ее в Сети уходят не часы, а минуты. Кстати, поссийский сегмент Сети — лучшее тому подтверждение, хотя Уайтекер ничего о нем и не говорит.

По мнению устроителей необычного соревнования, люди должны были использовать именно эти средства, блоги и социальные сети, чтобы выиграть и заполучить внушительный приз. И подход действительно сработал. Программист из Калифорнии Карлан Митчелл (Karlan Mitchell) написал небольшое приложение, автоматически ведущее поиск в Twitter и Facebook сообщений об обнаружении красных воздушных шаров. Кроме того, он пригласил всех желающих оставлять координаты на своем сайте, чтобы разделить награду. А еще один активный участник конкурса, специалист по компьютерной безопасности Рэнди Янина (Randy Janina), и вовсе обещал раздать весь приз тем, кто поможет ему в победе. По его словам, возможность почувствовать, на что способно сетевое сообщество, куда интересней денег.

Интересно оказалось также понять сложности, которые стоят на пути подобной кооперации — скажем, создание доверительных отношений и поиск способов отсеять ложные сообщения. Скажем, еще один участник соревнований, художник из Нью-Йорка Лари Мосс, подключил для этого свое сообщество «людей искусства», существующее уже с 1991 г. Он предложил им воспринимать задачу, как художественный проект, «воплощенный в шарах».

Впрочем, победителями вышли не лирики, а физики. Команда компьютерщиков из MIT устроила массированную «вирусную» кампанию, также пообещав разделить приз между всеми, кто внесет свой вклад в победу. Из более чем 4 тыс. участников именно они сумели собрать координаты всех 10-ти шаров быстрее. Им потребовалось менее 9-ти часов. Внушает.

Впрочем, ряд исследований показывает, что глобальная Сеть оказывается не такой уж и глобальной: чаще всего мы общаемся с теми, с кем и так живем неподалеку и общаемся без Интернета. Читайте об этом в заметке «Письма другу».

По публикации New Scientist Tech и пресс-релизу DARPA

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.