Полет нормальный: Скептики в пролете

В ходе третьего пролета зонда Rosetta около Земли не было обнаружено ожидаемых некоторыми учеными аномалий, которые могли бы поставить под сомнение выкладки Общей Теории Относительности.
Популярная механика
Популярная механика редакция

Напомним, что европейский аппарат Rosetta направляется к комете Чурюмова-Герасименко, совершая на своем долгом пути ряд сложных гравитационных маневров. Некоторые из них происходят вокруг нашей собственной планеты: предыдущие пролеты около Земли зонд совершил в 2005 и 2007 г.

При этом в ходе первого пролета в его поведении была зафиксирована аномалия — неожиданное повышение скорости аппарата на 1,8 мм/с. Подобное было замечено и в ходе работы с зондом Galileo, который, совершая свои маневры близ Земли в 1990 г., также неизвестно откуда получил дополнительное ускорение.

Подробнее эти вопросы мы разбирали в статье «Аномалия скорости». Здесь же добавим лишь, что объяснения этому непостоянному явлению дать пока не удается. Однако в 2008 г. астрофизик Джон Андерсон (John Anderson) выдвинул свою гипотезу, по которой аномальное ускорение аппаратов создает искажение пространственно-временного континуума близ Земли, которое порождает вращение довольно массивной планеты.

Надо заметить, что по классическим уравнениям Общей Теории Относительности Земля, все-таки, недостаточно массивна для того, чтобы создавать такие искажения. А значит, если Андерсон прав, в выкладки Эйнштейна придется вносить изменения.

Однако гениальные идеи Эйнштейна подвергались сомнениям и попыткам пересмотра — и каждый раз блестяще опровергали эти построения. Кажется, именно так все вышло и в этот раз. По крайней мере, в официальном блоге миссии Rosetta опубликовано письмо, в котором ученые сообщают, что никаких аномалий в ходе третьего пролета аппарата близ Земли не состоялось.

Похоже, еще попытка пересмотра физики не удалась. Что, впрочем, не отменяет того факта, что в ряде случаев аномалии скорости искусственных космических аппаратов действительно наблюдаются. Что же является их причиной — так и неясно. Тайна остается тайной.