Гены под током: «Электрики» для ДНК

Известно, что ДНК живых организмов – отнюдь не простая молекула, и во многом загадки ее еще предстоит раскрыть. Впрочем, одной тайной недавно стало меньше.
Гены под током: «Электрики» для ДНК

Известно, что ДНК в клетке постоянно повреждается в результате тех или иных событий — эти повреждения и называются мутациями. Происходит это как в ходе нормального биосинтеза ДНК, так и под воздействием внешних факторов — ионизирующего излучения, химических агентов. Мутации необходимо исправлять, для чего существуют развитые биохимические механизмы восстановления — системы репарации. Прочесть некоторые подробности об их работе можно в заметке «Ремонтный цех для генов».

Системы репарации быстро обнаруживают поврежденные фрагменты ДНК и моментально их чинят. И если механизмы самого «ремонта» более-менее известны, остается открытым вопрос о том, каким образом ферменты систем репарации ищут повреждения.

Существует версия, что они просто «плавают в растворе» в окрестностях ДНК и в ходе случайных столкновений рано или поздно наталкиваются на нужное место на нити этой молекулы. Но цифры не очень-то сходятся. Один ген может составлять в длину от 1 тыс. до 1 млн азотистых оснований — звеньев, из которых состоит цепочка ДНК. А мутация, как правило, затрагивает 1 или несколько оснований. Если учесть внушительное количество генов в клетке, пассивным случайным перебором найти нужное звено окажется слишком сложно и ненадежно. Нужен какой-то активный механизм.

Возможно, в мутации меняются электрические свойства цепочки ДНК, что и служит сигналом соответствующим белкам — как разрыв в электроцепи привлекает электромонтеров, так и нарушение в ДНК привлекает их. Но и это вряд ли: против этой гипотезы говорит хотя бы тот факт, что по ДНК никакого тока не течет, и «механизм электромонтера» должен иметь какие-то другие физические основы.

Но вот работающий сегодня в США наш соотечественник Аркадий Крохин с коллегами предложили для объяснения этой загадки собственную идею. Прежде всего они обратили внимание на тот факт, что разные фрагменты ДНК обладают разным распределением заряда, в зависимости от конкретного набора азотистых оснований. Исходя из этой посылки, ученые подсчитали распределение заряда и попытались найти в нем закономерности. Оказалось, что закономерности имеются.

Разные части ДНК обладают разными особенностями распределения заряда. Экзоны — кодирующие части генов — отличаются способностью поддерживать существование свободных электронов. А это означает: в принципе, по этим участкам ток может течь. С другой стороны, интроны, части генов, несущие иные функции, кроме кодирования белка, к такому неспособны. Они могут служить естественными «изоляторами» тока.

Это позволяет представить цепочку ДНК, как набор проводящих и непроводящих фрагментов. Нарушение даже в одном азотистом основании приводит к нарушению проводимости всего фрагмента, что, видимо, может быть замечено белками систем репарации и понято, как сигнал к действию.

Такая остроумная картина, предложенная Крохиным и его коллегами, позволяет ответить и на вопрос о том, почему некоторые мутации остаются «неотремонтированными», что, кстати, и есть один из путей появления изменчивости для последующего отбора в ходе эволюции. Получается, что некоторые мутации меньше сказываются на «электрическом профиле» ДНК, чем другие. Они как бы маскируются и делаются незаметными для репарирующих белков.

neytron.kamil
neytron.kamil 30 Апреля 2010, 10:04
это слишком сложный метод ...скорее всего там действует какой то химический метод ...нежели электрический...скорее всего при потере сегмента он просто вылетает в окр его среду ...где распознается
miliy_urodets
miliy_urodets 30 Ноября 2009, 19:11
Ил-74 внедрение вирусов в геном это только один из способов эволюции.
nec300