Вода, вода, кругом вода: Влажные точки Солнечной системы

Теперь мы можем сказать с почти 100-процентной уверенностью: вода есть и на Луне, и на Марсе. На самом деле, ее можно найти в самых разных уголках не только Солнечной системы, но и всей галактики. А раз именно вода считается ключевым в наборе подходящих для жизни условий, это дает новую надежду на то, что и кроме нас где-то есть разумные – или хотя бы живые – существа.

Хотя в целом Луна куда более сухое местечко, чем самые сухие пустыни на Земле, вода на ней, все-таки, была недавно обнаружена («Лунная сенсация») — данные, независимо полученные сразу тремя космическими миссиями, позволяют говорить об этом со всей определенностью.

Примерно та же ситуация и с Марсом: после десятилетий страстных и тщательных поисков свидетельства о существовании водного льда обнаружились после того, как падение метеорита в районе экватора разрушило верхние слои пыльного марсианского грунта и обнажило скрытый по ними лед («Воды Марса»).

Но Земля, Луна и Марс — далеко не единственные наши космические соседи, на которых можно найти воду. Даже Венера с ее адским климатом некогда, считается, обладала целым океаном жидкой воды. Впрочем, сегодня температура на ней так высока, что здесь плавится даже свинец, и виной тому — исключительно плотная атмосфера, создающая мощный парниковый эффект, из-за которого океаны, если они были, давно испарились.

Судя по всему, вода есть и на многих крупных спутниках гигантов Солнечной системы, Юпитера и Сатурна:

• Криовулканические процессы на Титане выбрасывают вместо лавы смесь замороженной воды и аммиака (читайте об этом: «Холодный прием»).

• Под толстой коркой льда поверхности Энцелада может скрываться обширный жидкий океан, о чем свидетельствуют потоки ледяных гейзеров, бьющие из южного приполярного региона спутника («Внутренние силы спутника»).

• Есть основания подозревать наличие воды и на спутниках Юпитера — Ганимеде, Каллисто и Европе, на спутнике Нептуна Тритоне и спутника Урана, Титании и Обероне.

• Возможно, вода имеется даже и на самой маленькой из карликовых планет, расположенной в Главном поясе астероидов Церере («Есть ли жизнь на карлике?».

Да и сами по себе далекие планеты изобилуют льдом. Нептун и Уран иногда даже называют «ледяными гигантами», настолько богаты они замерзшими водой, аммиаком и метаном. По оценке астрономов, Плутон состоит из воды почти на треть, ну а некоторые объекты еще более далеких Пояса Койпера и Облака Оорта у самых дальних границ Солнечной системы, и вовсе представляют собой сгустки грязноватого, пыльного льда.

Можно двинуться и дальше: вода обнаруживается повсюду во Вселенной, хотя и редко в жидкой форме. Ее часто наблюдают в газообразном или твердом виде в составе газопылевых облаков вокруг далеких звезд и просто в межзвездном пространстве. Имеются (пока, правда, недостаточно определенные) данные о существовании и далеких планет, изобилующих водой.

Сам факт того, что Вселенная богата водой, совсем не неожидан. Вода — одна из самых распространенных молекул в нашем мире. Но большая редкость — вода в жидкой форме, особенно в космосе, где обычно для этого слишком холодно, а иногда — слишком жарко. Чтобы вода сохранялась в виде драгоценной жидкости, требуются подходящие условия температуры и давления.

И это важно, ведь именно жидкая вода требуется для появления и развития жизни в тех формах, в которых она нам известна — лишь она может служить средой для осуществления всех биохимических реакций. Фактически, кроме жидкой воды, критически важным считаются лишь источники некоторых химических элементов (углерода, например) и энергии.

Еще один плюс такого обильного присутствия воды в Солнечной системе — потенциальная возможность ее использования. Космические технологии не стоят на месте, и понемногу человечество примется за освоение своего ближайшего окружения. И тогда возможность пополнить запасы воды (которая может использоваться не только для питья, но и для выращивания растений и выделения компонентов ракетного топлива) может оказаться просто бесценной. Может, это и даст дополнительный шанс, который однажды поможет нам действительно открыть внеземную жизнь где-нибудь в океане одного из спутников Юпитера.