Воды Марса: Лед в умеренном поясе

Вкус свежего открытия: вслед за Луной, и на Марсе обнаружен настоящий водный лед.

Одна сенсация за другой: не успели мы рассказать о доказательстве существования водного льда на Луне («Лунная сенсация»), как пришло сообщение об обнаружении его и на Марсе. Ура! Данные об этом получены с орбиты Красной планеты американским зондом-ветераном Mars Reconnaissance Orbiter. Прямо под ее пыльной поверхностью открылись залежи ярко сверкающего льда — после того, как в это место ударил метеорит.

Открытие сделано благодаря имеющейся на борту зонда камеры Context. Обычно в неделю она делает более 200 снимков марсианской поверхности, покрывая территорию, превышающую площадь Калифорнии. Ученые внимательно рассматривают их все, иногда обнаруживая небольшие темные кратеры, оставленные упавшими метеоритами. Если такое происходит — они сравнивают изображения с более ранними снимками тех же участков, что позволяет узнать период, в течение которого эти кратеры образовались.

Именно так на снимках от 10 августа 2008 г. были обнаружены кратеры глубиной от 0,5 до 2,5 м, которых не наблюдается на изображениях, полученных 67-ю днями ранее. У ученых появилась и возможность исследовать эти объекты, и 12 сентября того же года эта территория была снова отснята, с большем разрешением. Тогда-то в некоторых кратерах и обнаружились весьма интересные отложения некоего блестящего на солнце вещества. Впрочем, лишь спустя несколько дней удалось найти кратер, в которых этих отложений было достаточно для анализа.

Спустя несколько недель он испарился, и блестящие отложения стали невидимыми. Но пока они оставались доступны наблюдению, бортовые инструменты MRO исследовали самое большое отложение и подтвердили: это — водный лед. Все это точно свидетельствует, что Марсе — по крайней мере, на средних широтах, на полпути от Северного полюса к экватору — есть вода. Судя по всему, она осталась еще с тех времен, когда климат планеты был куда более влажным (читайте о том периоде в заметке «От вулкана до океана»).

По пресс-релизу NASA

dnw
dnw 01 Октября 2009, 10:10
Хорошая новость. Вдруг там действительно организмы есть.