Где жизнь искать?: Курс – на Титан!

Мы можем сказать с определенностью: на Земле жизнь есть. Но о распространенности подобного явления судить трудно. Возможно, «живая» планета – вообще единственная во Вселенной. Но если мы обнаружим, что где-то еще в пределах Солнечной системы независимо от нашей тоже появилась жизнь – это в корне поменяет дело.

Где же нам ее искать? На соседнем Марсе? На ледяной Европе? Лучше всего обратиться к Титану, тому самому спутнику Сатурна, где идут дожди из жидких углеводородов. На самом деле, выводы, сделанные Джонатаном Ланином (Jonathan Lunine) не так абсурдны, как может показаться на первый взгляд.

Для большинства очевидно, что обитаемое место должно содержать жидкую воду. Более-менее уверенно мы можем рассуждать лишь о жизни в тех формах, в каких мы ее знаем. Сейчас мы не будем рассматривать довольно экзотические (но очень интересные) гипотезы о других, совсем невероятных для нас видах живых существ — каких-нибудь размножающихся штопорах, о которых мы рассказывали в заметке «Чужая жизнь».

Итак, нужна жидкая вода. В этом смысле лидером «рейтинга», помимо Земли, будет Марс, некогда обладавший куда более теплым и влажным климатом. Возможно, и сегодня где-то под его пыльной поверхностью вода сохранилась. Однако искать жизнь на Марсе, по мнению Джонатана Ланина, уже бессмысленно: что бы мы там ни обнаружили, жизнь на планету запросто могла быть занесена с Земли. И наоборот: в результате метеоритных ударов наши планеты довольно активно «обмениваются» фрагментами своего вещества.

Что же до спутника Юпитера Европы, еще одного кандидата на звание обитаемого тела, подозревается, что километрах в 100 под его ледяной поверхностью простирается соленый океан (читайте: «Подогретая Европа»). «Загрязнение» жизнью здесь крайне маловероятно, но проблема добраться до этого океана. Пробиться сквозь 100-километровый лед на далеком спутнике — задача пока что нам не по силам.

Все это оставляет нам единственный выбор: Титан. Этот спутник обладает почти чисто азотной атмосферой, вчетверо более плотной, чем на Земле. Он удивителен своим «нефтяным» климатом (читайте: «Метановый дождик») — при температуре около -180 градусов вода на его поверхности надежно замерзла, зато привычные нам газообразные углеводороды (метан и этан) находятся в жидкой форме, выпадая с осадками и образуя целые озера и моря.

Если в таких условиях действительно появилась жизнь, она будет слишком непохожа на нашу. Джонатан Ланин предполагает даже, что химически она может организовываться не на ковалентных, а на водородных связях — вопрос, конечно, спорный, но в любом случае вопроса о «загрязнении» просто не стоит.

Но что еще важнее: миры, подобные Титану, видимо, куда распространенней в нашей галактике, чем планеты-сестры Земли. А если это так, то «титановая» жизнь — если она найдется — может быть основной формой, оставив нам лишь редко встречающуюся среди звезд «экологическую нишу» землеподобных планет.