Дискуссии о вреде мобильных телефонов, начавшись уже лет 20 назад, и не думают затихать. Недавнее исследование показало, что вред и вправду есть — но не от радиации, а от… предиктивной системы набора SMS, которую чаще называют просто T9.
Опасные сообщения: Чем вредны SMS
Название Т9 означает “Text on 9” – «Текст на 9 кнопках». Имеются и другие, более «продвинутые» системы предиктивного набора. Правда, пока они не получили у нас столь широкого распространения

Австралийский профессор Майкл Абрамсон (Michael Abramson) рассказывает: «Для начала мы предположили, что слишком сильное пристрастие к общению через мобильники — особенно с такими вещами, как предиктивный ввод текста SMS — влияет на сознание детей, заставляя его действовать быстрее и менее аккуратно».

Предиктивный ввод сегодня знаком, наверное, всем: при наборе текста система пытается предугадать, какое слово вы пытаетесь набрать. Такой способ набора оказывается намного быстрее обычного, потому что позволяет избежать повторных нажатий клавиш. Самая простая и распространенная из подобных систем — Т9, которая использует встроенный словарь, подставляя первыми те слова из него, которые считаются наиболее часто употребляемыми.

Итак, для начала Абрамсон и его группа провели исследование когнитивных (т.е. познавательных) способностей 317-ти детей в возрасте от 11 до 14 лет, и поискали корреляцию между их уровнем развития с частотой и привычками пользования мобильными телефонами. Стоит сказать, что примерно четверть из этого числа детей делали 15 и более звонков в неделю, и такая же часть отправляла еженедельно 20 и более коротких сообщений SMS.

Ученые оценили время и точность реакции детей при выполнении определенных задач — с помощью тестирования на компьютере. Затем они скорректировали полученные данные с учетом возраста, пола, этнической и социально-экономической принадлежности испытуемых. И тут обнаружилось: между когнитивными способностями и пользованием мобильником существует ясная взаимосвязь. «Дети, — говорит Майкл Абрамсон, — которые активнее пользовались своими телефонами, в ряде тестов показали большую скорость реакции, но куда меньшую точность». Причем эффект этот был равным и для той группы, что чаще говорила, и для той, что чаще посылала SMS.

Если учесть тот факт, что при передаче SMS телефон излучает примерно 0,03% того, что излучается во время разговора, вряд ли такой результат стал следствием радиационного воздействия, даже если принять такую (пока недоказанную) гипотезу. По словам ученого, тут проявляется опасность предиктивного набора текста: дети с младых ногтей приучаются действовать быстро, не заботясь о точности, ведь система автоматически все исправит.

Забавной неожиданностью, с которой столкнулись исследователи, стал набор контрольной группы. Найти (в Австралии) детей, которые бы не пользовались мобильниками регулярно, оказалось крайне непросто. Из сделанной учеными выборки 94% детей это делали, и 77% имели собственные телефоны.

Читайте также о том, как использовать SMS «В интересах революции».

По публикации ABC Science