Вероятность катастрофы: Чего бояться?

Несколько недель назад на Юпитере появилось новое пятно – след от удара крупного астероида. Событие оказалось таким неожиданным, что первым его обнаружил астроном-любитель, и лишь позже открытие подтвердили профессионалы. А как насчет нашей собственной планеты? Насколько вероятно подобное столкновение для нее?

«Если объект такой же величины, что ударил недавно в Юпитер, столкнется с Землей, а судя по всему это была комета примерно километрового размера, — говорит менеджер программы NASA по изучению околоземных объектов Дональд Еманс (Donald Yeomans), — это будет просто катастрофа». Кстати, этот ученый уже фигурировал на страницах нашего сайта — в подробной статье о том, как была раскрыта тайна Тунгусского метеорита («Тунгусская наука»).

Некогда космические столкновения были намного более частым явлением. И если бы на Земле не существовало ни жизни, ни геологической активности, она бы по сей день хранила глубокие шрамы от тех ударов — подобно тому, как сохранились они на Луне. По счастью, сегодня Солнечная система куда менее бурное место, да и гигант Юпитер с его колоссальной массой притягивает намного больше «звездных странников», чем менее крупные планеты.

К настоящему времени ведется тщательный поиск околоземных объектов (ОО), а движение наиболее крупных из них отслеживается. Сегодня в мире эту работу ведут 4 независимых группы ученых. Разумеется, те из них, что оказываются достаточно крупны, привлекают особый интерес. Пока зафиксировано 784 таких объектов диаметром в километр и более. И конечно, вероятность столкновения каждого из них с Землей аккуратно рассчитана.

Из крупных ОО, за которыми ученые ведут «слежку», лишь один имеет более-менее реальный шанс столкнуться с Землей — это объект 2007 VK184. Это примерно 130-метровый астероид, который при ударе на огромной скорости способен высвободить энергию, эквивалентную взрыву 150 млн тонн тротила — то есть, больше чем в 10 тыс. раз мощнее бомбы, разрушившей Хиросиму.

Этому объекту посвящены уже более сотни наблюдений, и в результате ученые пришли к цифре 1/2940. Именно такова вероятность столкновения 2007 VK184 с Землей в течение ближайших 40−50 лет. Всерьез его опасаться вряд ли стоит — тем более, что предыдущий опыт показывает, что чем более уточняется орбита ОО, тем сильнее снижается оценка вероятности их падения на Землю.

Так что остается те объекты, которых мы еще не наблюдаем, но которые, по мнению специалистов, все-таки существуют. Они считают, что нам предстоит открыть около 150-ти ОО, имеющих в диаметре 1 км или даже больше. А если рассматривать те, размеры которых существенно меньше, то наши знания совсем неполны. «Если говорить о телах около 140 м в диаметре, мы думаем, что знаем о существовании примерно 15% из них, — говорит Еманс, — А если спуститься до 50 м, то из них открыты, видимо, не более 5%».

«В среднем, — рассказывает ученый, — тело размерами более 1 км соударяется с Землей с периодичностью около 500 тыс. лет, так что в ближайшем будущем мы подобного не ожидаем. 500-метровые тела падают на планету примерно каждые 100 тыс. лет, 50-метровые — 700 лет, а 30-метровые — 140 лет. Но это — уже тела, которые почти полностью сгорают в атмосфере и не наносят существенных повреждений. 25-метровые объекты уже сгорают при падении полностью, представляя замечательное зрелище».

Что же до действительно монструозных тел, скажем, в 10 км — наподобие того, что (скорее всего) привел к гибели динозавров (читайте об этой красивой гипотезе в статье «Космическое расследование»), это событие случается не чаще, чем раз в 100 млн лет. И по этому поводу Дональд Еманс предлагает совершенно не беспокоиться: «Крупнейший околоземный объект, который пересекает траекторию нашей планеты, это Сизиф, имеющий около 8 км в поперечнике. А самый крупный из тех, которые имеют хоть какой-то шанс столкнуться с ней — это Тутатис размерами примерно в 5,4 км».

Читайте также наш краткий гид по астероидной угрозе: «Особо опасные».