Глобальное непонимание: Не только парниковый газ

Факт глобального потепления сегодня уже не вызывает сомнений ни у кого. Хотя природа этого явления – как и его пределы – остаются предметом самых ожесточенных споров. И недавнее исследование американских ученых лишь подливает масла в огонь: показано, что даже самые обоснованные научные модели происходящего с климатом Земли могут оказаться в корне неверны.
Глобальное непонимание: Не только парниковый газ

В работе, проведенной под руководством Джеральда Диккенса (Gerald Dickens), ученые обнаружили, что существующие модели земного климата способны объяснить лишь половину от того повышения температуры, которое обнаруживается в ходе хорошо задокументированного периода истории нашей планеты.

Исследование концентрируется на древнем периоде глобального потепления, Позднепалеоценовом термальном максимуме (ПТМ), резкий пик которого пришелся на время примерно 55 млн лет назад. «Коротко говоря, теоретические модели не могут объяснить того, что мы наблюдаем в геологическом прошлом, — заявляет Диккенс, — Видимо, мы просто неправильно понимаем взаимосвязь между температурой и содержанием углекислого газа в атмосфере».

Как показывают геологические исследования, во время ПТМ по пока неизвестным причинам количество углекислого газа в воздухе Земли внезапно и резко выросло. По этой причине тот далекий период считается хорошей моделью того, что происходит с климатом планеты в наши дни. Тогда все сопровождалось быстрым (по геологическим меркам) ростом средней температуры: на 7−9 градусов за 10 тыс. лет. Такая «жаркая погода» затем продержалась на планете следующие 100 тыс. лет.

Данные о содержании углекислого газа ученые получают, добывая и изучая состав пород, относящихся к тому временном периоду. В результате они довольно точно могут сказать об изменении его концентрации в атмосфере. Как правило, чем глубже залегают породы — тем к более далекому времени они относятся. «Вы двигаетесь все глубже и глубже, — продолжает Диккенс, — и все остается неизменным, но внезапно вы достигаете какого-то уровня, после которого все резко меняется. Такая картина достоверно показана исследователями из разных уголков планеты». Во времена ПТМ содержание углекислого газа выросло на 70% (примерно с 1000 частей на миллион до примерно 1700).

Для сравнения стоит сказать, что с начала промышленной революции эта величина из-за сжигания ископаемого топлива возросла только примерно на треть (на 385 частей на миллион). По оценке ученых, в ближайшее столетие или два, если темпы потребления этого топлива сохранятся, концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится. Эта величина считается многими своего рода «последней границей», ниже которой планета еще способна справиться с изменениями, а выше — уже нет.

Итак, считается, что именно углекислый газ, задерживая солнечное излучение, создает «парниковый эффект», ответственный за нагревание нашей планеты. Однако Диккенс с коллегами пришли к выводу, что эти наши оценки неверны.

Используя самые современные теоретические модели, они просчитали рост температуры, который вызовет повышение содержания углекислого газа в воздухе. И по их данным, даже удвоение этой величины (до 2000 частей на миллион) в ходе ПТМ приведет к потеплению максимум на 3,5 градуса. Значит, основная доля ответственности за потепление лежит на каком-то другом механизме.

«Возможно, тут вступает в действие какой-то другой парниковый газ, например, метан, — говорит соавтор работы Ричард Зибе

(Richard Zeebe), — а возможно, что существующие модели недооценивают влияние углекислого газа на потепление климата. В последнем случае это означает, что мы не имеем полной и адекватной картины того, как действует климат».

Читайте также об одном из самых узнаваемых в научном мире символов глобального потепления — знаменитой кривой Килинга: «Эмблема катастрофы».

weise-sport
weise-sport 18 Июля 2009, 17:07
из крайности в крайность.... и человек виноват и периодические изменения климата! PS толпа верит и видит не то, что есть на самом деле
nemiy
nemiy 18 Июля 2009, 11:07
Что бы не писали ученые о глобальном потеплении, их позиция всегда будет совпадать с позицией спонсоров. Я вижу своими глазами эти перемены... Климат теплеет. Если в начале 90-х мы всей семьей ходили каждую неделю кататься на лыжах в парк, то в последние годы не то что на лыжах покататься, но снеговика слепить нельзя.
santru