Равный брак: Звезда = планета

Может ли планета быть крупнее, чем звезда, вокруг которой она вращается? Сложно сказать – но во всяком случае, найдена система, звезда и планета в которой одинаковы по размерам.

С помощью астрометрии ученые фиксируют точные координаты и движение небесных тел. Около полувека тому назад она впервые была использована для поиска далеких планет, притяжение которых должно влиять на движение звезд, вокруг которых планеты обращаются, вызывая небольшие колебания в их положении. Однако тогда результата это не принесло: требуются крайне точные измерения, и до сих пор они были невозможны.

Однако недавно команда астрономов сообщила, что в результате долговременных (продлившихся 12 лет) астрометрических наблюдений за 30-ю звездами, проведенных в обсерватории Palomar, удалось, наконец, найти экзопланету.

Глава группы ученых Стивен Правдо (Steven Pravdo) говорит: «Мы обнаружили планету, газовый гигант наподобие нашего Юпитера... Сама звезда существенно меньше, чем Солнце. Возможно, у нее имеются и внутренние каменистые планеты».

Планета VB 10b находится от нас примерно в 20-ти световых годах, в созвездии Орла, и примерно вшестеро тяжелее того же Юпитера. Слабость звезды и достаточно большое до нее расстояние позволяет считать, что климат здесь достаточно умеренный — и собственные источники тепла разогревают VB 10b, скорее всего, примерно до обычной для Земли температуры.

Еще интересней сама звезда VB 10: она очень мала, примерно вдесятеро легче Солнца. Это минимальный размер для того, чтобы звезда стала звездой — то есть, чтобы гравитации ее было достаточно для запуска в недрах термоядерной реакции. Долгие годы VB 10 считалась самой крохотной из известных звезд, теперь же у нее есть и второй титул: самая крохотная из известных звезд, обладающих собственной планетой. Хотя по массе она тяжелее этой планеты, по размерам они практически одинаковы.

Из-за таких небольших размеров звезды ее планетарная система представляет собой «уменьшенную версию» нашей Солнечной системы. К примеру, тяжелая планета VB 10b вращается от звезды примерно на том же расстоянии, что и Меркурий. А если у нее и вправду имеются небольшие каменистые планеты вроде Марса или Земли, они, скорее всего, расположены еще ближе к ней.

Читайте также об обнаружении планеты настолько огромной, что ученые вообще сомневаются, стоит ли считать ее планетой: «Сверхпланета или недозвезда?»

По пресс-релизу NASA