Близкая, сверхмассивная: Лучший вид на черную дыру

Орбитальный зонд XMM-Newton позволил рассмотреть сверхмассивную черную дыру в центре далекой галактики с небывалой прежде «близости».

В январе 2008 г. зонд XMM-Newton непрерывно в течение 48 часов наблюдал галактику 1H0707−495. Сверхмассивная черная дыра в ее центре, как считалось, частично закрыта от нас облаком газа и пыли, но несмотря на это, разглядеть ее удалось просто замечательно.

«Теперь мы получили возможность буквально картографировать область в непосредственной близости от дыры», — радуется кембриджский астроном Эндрю Фабиан (Andrew Fabian), который руководил и наблюдением, и анализом результатов.

Дело в том, что огромная — в миллиарды солнечных масс — черная дыра жадно поглощает огромные количества материи. Падая в ее недра и разгоняясь, она начинает излучать в рентгеновском диапазоне. Излучение сталкивается с газопылевым облаком, окружающим дыру, и позволяет узнать некоторые его свойства. К примеру, в нем обнаруживаются атомы железа, спектральные характеристики которых могут сказать о скорости их движения, об энергии, которая потребовалась излучению, чтобы покинуть окрестности черной дыры, о скорости ее вращения. Эти характеристики теперь можно проследить довольно глубоко — до области примерно вдвое шире, чем сама черная дыра.

Интересно, что в этом случае в собранном спектре железа обнаружились две характерные линии, яркость которых говорит о том, что железа здесь исключительно много: ядро галактики куда богаче этим тяжелым элементом, чем остальная ее часть.

Тщательный анализ позволил показать, что между «первичным» излучением, исходящим от падающей в сверхмассивную черную дыру материи, и «вторичным», которое приходит от газопылевого облака, имеется задержка в 30 секунд. Это позволяет вычислить расстояние и показать вес черной дыры — в данном случае она составляет 3−5 млн солнечных масс.

Кроме того, сверхмассивная черная дыра в галактике 1H0707−495 очень быстро вращается и поглощает материю так быстро, что эта величина вообще находится у верхней границы теоретически допустимого количества. Каждый час в нее падает масса, равная паре таких планет, как наша.

Это не первое посвященное черным дырам исследование, проведенное с помощью XMM-Newton. Так, благодаря ему весьма кстати не удалось найти черные дыры промежуточной массы. Об этом можно прочесть в заметке «Промежуточные сложности».

По информации ESA

govorushkin
govorushkin 02 Июня 2009, 22:06
Оно не поглощается, потому что излучается перед горизонтом событий, а вот то что излучается за ним, от туда не выйдет
demoncomm
demoncomm 02 Июня 2009, 21:06
у черных дыр есть придел временной жизни из-за потери массы, связанное с анти-материей http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрная_дыра
weise-sport
weise-sport 02 Июня 2009, 09:06
нет предела
Евгений Солотин
Евгений Солотин 02 Июня 2009, 01:06
До какого момента черная дыра поглащает материю?