Этот, на первый взгляд, малозначительный момент может иметь самые серьезные последствия, когда речь пойдет о его практическом использовании. Ведь это означает, что формулы, на основе которых метеорологи вычисляют количества выпадающих осадков, дают системную ошибку, составляющую до 20% (по оценке мексиканских ученых).
Самый распространенный способ оценить объемы выпадающей влаги — использовать доплеровский радар, примерно такой же, которым бравые сотрудники ГИБДД ловят нарушителей скоростного режима. Только в этом случае радар улавливает электромагнитный сигнал, отраженный каплями льющего дождя, и оценивает его характеристики. Он позволяет с точностью узнать скорость падения, и уже на основе этих цифр вычисляются средние размеры капель.
Затем простым умножением метеорологи подсчитывают объемы выпавшей с небес воды. В итоге получается, что, фиксируя быстрое падение, специалисты считают, что падающие капли больше, чем они есть в действительности — просто потому, что скорость их соответствует более крупным.
Отметим, что некоторые ученые не согласны со столь скептическими выводами своих мексиканских коллег. Эна Баррос (Ana Barros), к примеру, считает, что метеорологи не могут ошибаться так сильно. И ее доводы выглядят вполне оправданными: ученая указывает на то, что эти «сверхскоростные обломки» капель быстро тормозятся воздухом, так что их не соответствующая их размерам скорость держится слишком недолго, чтобы вносить такие серьезные искажения в наши измерения.
Нам кажется, проверить, кто прав, достаточно просто: можно просто поставить бочку под дождь и замерить заполнившийся объем. Если он будет слишком отличаться от того, что дают стандартные измерения и вычисления, победа в этой дискуссии — на стороне Гарсиа-Гарсии и его команды. Если же нет, то «приз» можно передать Эне Баррос.
Читайте также о генераторе, который вырабатывает электричество из ударов падающих капель: «Электрический дождик».