Гибель в паре: Сверхновая предыстория

Китайские астрономы подтвердили теорию происхождения молодых сверхновых типа Ia: всему виной непомерная жадность белых карликов и беспечность сияющих звезд, оказавшихся слишком близко к ним.

Напомним, что взрыв сверхновой знаменует собой гибель крупной звезды. В недрах ее долгие миллионы лет шла термоядерная реакция, которая в конце концов завершилась синтезом из водорода более тяжелых элементов. В какой-то момент в центре звезды начинает формироваться ядро из железа, которое тут же коллапсирует, сжимаясь до тех пор, пока не начинается взрывной обратный процесс — ударная волна выходит во внешние слои звезды на скорости в десятки тысяч км/ч, а мы за многие миллиарды километров фиксируем яркие вспышки.

Однако есть сверхновые, которые зажигаются по другой схеме. Все описанное выше относится к более распространенным во Вселенной сверхновым II типа, однако есть и более молодые сверхновые типа Iа. Они появляются в двойных звездных системах, один из участников которой — небольшой, но весьма плотный белый карлик. Считается, что понемногу карлик притягивает к себе материю, которую выбрасывает его сияющая соседка. Как только масса карлика превышает определенный предел (1,4 массы Солнца), он коллапсирует, и в ядре его под действием мощных гравитационных сил запускается термоядерный синтез. Карлик взрывается сверхновой.

Ученые обнаруживают все больше сверхновых типа Ia, и все более их озадачивает тот факт, что около половины из них взорвались в период менее чем спустя 100 млн лет после того, как в местной галактике закончился основной период звездообразования. Однако многие считают, что такое маловероятно для той схемы, которая описана выше и требует значительного времени.

Команда астрономов из Китая, работающих во главе с Бо Ваном (Bo Wang), сообщила, что проблемы тут нет. Для начала они создали подходящую компьютерную модель, описывающую жизнь и эволюцию пары, состоящей из белого карлика и голубой звезды — экстремальной гелиевой. Ученые просчитали 2600 различных вариантов и обнаружили, что и на улавливание материи притяжением карлика, и на «набор веса» им выше того самого предела, после которого наступает взрыв, уходит в большинстве случаев намного меньше 100 млн лет. Теперь ученые приступают к самой, пожалуй, интересной части работы: они намерены рассмотреть, что в результате взрыва произойдет со звездой-компаньонкой.

Читайте также о том, как астрономы изучают самую мощную вспышку сверхновой, которую нам когда-либо доводилось увидеть: «Царица сверхновых».

mushenokf
mushenokf 11 Мая 2009, 01:05
Не хотел бы я оказаться во время "расцвета вселенной" в гуще событий!
von-dom
von-dom 02 Мая 2009, 20:05
Конечно, жизнь и происхождение вселенной всегда была интересна. Да и сейчас, тоже интересна. Поэтому любые открытия о ней, это хорошее доказательство интереса. Такие превращения, изменения, увелечения в области космоса недоступны даже в генной инженерии. Жаль только что мы не видели расцвет вселенной с самого начала.