Под светом двойной звезды: Признаки планеты

Жизнь планеты, вращающейся вокруг двойной звездной системы, вдвойне тяжела. Два восхода; два заката; двойная доза излучения. Однако планеты запросто могут появляться и существовать в таких условиях.

Американский астроном Джоэль Кастнер (Joel Kastner) и его команда в своем недавнем исследовании показали, что у двойных звездных систем определенного вида планеты могут появляться значительно легче, чем это можно было бы предположить. Действительно, считается, что для формирования планеты должно образоваться протопланетное облако газа и пыли, которое в почти парниковых условиях понемногу «стягивается» во все более плотные образования, в конечном итоге заканчивающиеся планетами.

Процесс этот может протекать и в довольно бурных условиях (читайте: «Бурерожденные»), но как быть, если рядом не одна, а сразу две звезды? И каждая из них «вмешивается» в процесс собственной гравитацией и собственным излучением... По словам Кастнера, никакой опасности для зарождающихся планет это не представляет: его группе удалось обнаружить подходящий для формирования планеты диск, вращающийся вокруг как раз такой пары звезд в созвездии Стрельца.

«По нашему мнению, молекулярный газ, обращающийся вокруг этой двойной звездной системы практически однозначно свидетельствует о том, что там могут быть планеты, газовые гиганты из класса "горячих Юпитеров"", — говорит Кастнер.

В своей работе ученые использовали громадный 30-метровый радиотелескоп IRAM, расположенный во Франции. Они обратили внимание на двойную систему V4046 Sgr, лежащую в 210 световых лет от нас. Невооруженным глазом ее не увидеть: это 4046-й по яркости объект в созвездии Стрельца. Именно там Кастнер с коллегами обнаружили «значительное изобилие» молекул, которые служат вполне надежным показателем того, что здесь прошел процесс формирования планет. Эти молекулы — моноксид углерода (СО) и цианистоводородная кислота (HCN).

Эта двойная звездная система весьма молода — около 10 млн лет от роду, и составляющие ее звезды вращаются в тесном соседстве; их разделяет всего каких-то 10 диаметров Солнца. Полный круг друг вокруг друга они описывают в своем танце за 2,5 земных дня. «Что мы видим, — поясняет Кастнер, — что звезды расположены так близко друг к другу, а окружающее их облако так насыщенно молекулами, которые встречаются около одиночных звезд, имеющих собственные планеты. Это и позволяет провести ясную параллель между теми и этими».

Действительно, именно такие молекулярные «следы» оставляют, как считают астрономы, образовавшиеся планеты. Теперь Кастнер с коллегами намерены сравнить детальный состав газового облака у этой двойной системы с тем, что наблюдается у схожей одиночной звезды (они остановили свой выбор на HR 8799 — это звезда 60 млн лет от роду, 129 световых лет от нас в созвездии Пегаса, 1,5 солнечных массы и, предположительно, имеющая 3 собственные планеты, а также газопылевой диск).

«Пока же, — подытоживает ученый, — мы не имеем никакого представления о том, что за планеты могут сформироваться около двойной звездной системы, и могут ли они появляться вообще. Это не есть установленный факт, а только теоретически обоснованная и получившая лишь первое практическое подтверждение гипотеза».