Подростковые галактики: Переходный период

Обнаружен редкий вид галактик, который представляет собой, видимо, переходную форму между разными этапами галактической жизни.
Популярная механика
Популярная механика редакция

Подавляющее большинство известных нам галактик неплохо распадаются по форме на два основных класса: спиральные и эллиптические. Однако обнаруженная не так давно группа красных спиральных галактик представляет собой нечто среднее между первыми и вторыми.

Считается, что «обычная» галактика начинает свое существование, как спиральная: в ней идет активное образование молодых, горячих голубоватых звезд, которые из-за гравитационных взаимодействий и сил вращения организуются в длинные закрученные рукава. По мере того, как звезды стареют и остывают, спектр их свечения становится более красным, галактика приобретает все более округлую и равномерную структуру. Теперь понятно, отчего ученых так заинтересовала группа галактик, свечение которых заметно смещено в красную часть спектра, а структура при этом представляет собой спираль.

Действительно, «хотелось бы провести более определенную связь между этими двумя классами, — говорит оксфордский астрофизик Кристиан Вольф (Christian Wolf), — К настоящему моменту мы просто видели, как один вид структуры галактики заменяется другим, но промежуточных форм не наблюдали». Здесь стоит заметить, что некоторые красные спиральные галактики все-таки были замечены. Однако число их так мало, что до сих пор нельзя было точно сказать, представляют ли они собой обычный переходный этап между двумя формами, либо какое-то редкое явление, отклонение от типичных классов.

Но вот сразу две группы исследователей независимо друг от друга обнаружили большое число таких «переходных» галактик. Первая группа использовала данные проекта Galaxy Zoo, в рамках которого тысячи добровольцев со всего мира ведут обработку информации о ближних к нам просторах Вселенной (кстати, вы тоже можете принять участие в этом проекте, установив у себя небольшую программу, которая будет активизироваться тогда, когда вы не пользуетесь своим компьютером). Вторая группа работала с проектом STAGES, который обрабатывает материалы орбитального телескопа Hubble. Изучая сверхскопление A901/902, обе группы ученых были удивлены — так много здесь обнаружилось необычных красных спиральных галактик.

Интересно, что эти «переходные» галактики чаще встречаются в густонаселенных областях Вселенной, поблизости от других галактик. Возможно, именно большое количество соседей воздействует на них, замедляя формирование звезд и способствуя «старению» синей галактики и превращению ее в красную. По одной из гипотез, они перетягивают на себя большие количества газа и пыли, так что материала для формирования новых звезд в галактике становится слишком мало, а те звезды, что в ней уже были, — быстро стареют, и вся галактика превращается в эллиптическую. При этом, как показало исследование, даже в этих красных спиральных галактиках процесс формирования новых звезд не остановился еще окончательно.

Кроме того, большинство обнаруженных красных спиральных галактик довольно крупны. Возможно, их масса тоже играет свою роль в переходном процессе: более мелкие галактики слабее удерживают вещество, и переход в них осуществляется намного быстрее, так что заметить их существенно сложней.

Подробнее о возрастных изменениях у галактик мы рассказывали в заметке «Красные и синие».

По публикации Space.Com