Наблюдения белого карлика KPD 0005+5106 показали, что это — самый раскаленный из всех подобных объектов. Температура его составляет 200 тыс. Кельвин — в общем-то, как у звезды.

Белые карлики в шаровом скоплении М4. На фотографии они — самые тусклые
Белые карлики в шаровом скоплении NGC 6397; взгляните, насколько обычные звезды ярче — области, где расположены карлики, показаны слева квадратами, а справа сами карлики выделены кругами. Cнимки телескопа Hubble
Исследование проведено с помощью орбитального УФ-телескопа FUSE

Напомним, что белые карлики не считаются полноценными звездами. Считается, что в них превращаются некоторые обычные звезды (массой от 1 до 8 солнечных), когда исчерпают внутренние запасы термоядерного топлива. Эти объекты очень плотны; к примеру, белый карлик массой с Солнце будет иметь радиус раз в 100 меньше, а светимость — в 10 тыс. К ним относятся от 3 до 10% звезд Млечного Пути.

Температура обычных звезд колеблется в широких пределах, от 2 тыс. до 50 тыс. К; у Солнца она составляет 5700 К (на поверхности; в ядре и короне она, конечно, достигает многих миллионов). Поверхность белых карликов обычно горячее — в ходе превращения из звезды они сжимаются и существенно разогреваются, обычно до десятков тысяч Кельвин.

Но от этого не менее удивительно открытие немецко-американской группы астрономов, исследовавших слабое излучение карлика KPD 0005+5106 в дальнем ультрафиолете. Оказалось, что этот тусклый малыш является одной из самых горячих звезд на небосклоне, температура его поверхности достигает 200 тыс. К!

В своей работе ученые использовали орбитальный УФ-телескоп FUSE. Именно высокая температура поверхности и позволила увидеть этот карлик в ультрафиолете, чего для других подобных объектов не наблюдается.

Впервые мысль о том, что белый карлик KPD 0005+5106 является исключительно горячим, появилась еще в 1985 г., когда его впервые обнаружили. Вдобавок, он относится к довольно редкой разновидности карликов, чья фотосфера состоит, в основном, из гелия, и богата ионизированным кальцием. До сих пор существование столь горячих карликов предсказывалось только в теории, обнаружить же их не удавалось.

О том же, что ждет белых карликов — и горячих, и холодных — в конце их звездной жизни, вы можете прочесть в заметке «К чему приводит «обжорство»».

По пресс-релизу Astronomy & Astrophysics