Дизельный гриб: Топливо джунглей

В дождевых лесах Патагонии обнаружен живущий на растениях грибок, вырабатывающий настоящее дизельное топливо. В малых, конечно, количествах, но генные инженеры уже готовы поработать над ним.

Микроскопический гриб Gliocladium roseum способен «на-гора» выдавать целый набор разных углеводородов, весьма близкий к той смеси, что широко используется сегодня в качестве дизельного топлива. Полученный таким образом материал уже получил название «мико-дизель». «Это единственный известный нам организм, который синтезирует столь важное сочетание горючих материалов, — радуется руководитель сделавшей находку группы, профессор Гэри Стробель (Gary Strobel). — Хорошо еще и то, что грибок может вырабатывать его из обычной целлюлозы».

Gliocladium roseum (увы, «человеческого» названия у него нет) обитает в лесах Патагонии (по этой области Южной Америки совершали свое путешествие герои Жюля Верна в поисках капитана Гранта; к ней относятся южные части Чили и Аргентины), на дереве эвкрифия сердцелистная (Eucryphia cordifolia). Изучая микрофлору, живущую на этом растении, ученые сделали забор различных его тканей и органов, и подвергали их воздействию довольно сильного антибиотика, полученного из грибка Muscodor albus. В таких условиях почти все микроорганизмы гибнут — но Gliocladium roseum оказался на удивление жизнестойким. И лишь заинтересовавшись этим «выжившим» грибом, они, к удивлению, обнаружили целый спектр горючих углеводородов и их производных.

На самом деле, углеводороды «производят» многие микроорганизмы. Однако именно Gliocladium roseum синтезирует длинноцепочечные молекулы, состав которых весьма схож с обычным дизтопливом, и все, что ему для этого нужно — простая целлюлоза. «Когда сегодня получают биодизель, ресурсом служат растения, которые перерабатываются микроорганизмами, — добавляет Гэри Стробель. — Но прежде растения приходится обрабатывать, получая подходящий субстрат. Наш же малыш может синтезировать прямо из целлюлозы — целый этап в производстве биодизеля можно теперь пропускать».

Действительно, вместе с другими сложными полисахаридами лигнином и гемицеллюлозой, целлюлоза представляет собой основной материал, из которого построены прочные стенки растительных клеток. В природе переработкой их занимаются бактерии и грибы. Подавляющее большинство животных переваривать их неспособны, и сельские хозяйства всего мира, по оценкам, производят ежегодно 430 млн тонн таких «отходов». Если использовать их для получения биотоплива по современной технологии, придется всю эту массу обрабатывать ферментами — целлюлазами, которые превращают целлюлозу в хорошо усваиваемый сахар. И лишь затем микроорганизмы превращают сахар в топливный спирт. Так что возможности грибка Gliocladium roseum «работать» непосредственно с целлюлозой — ценный дар для человечества.

У Гэри Стробеля есть и другая интересная идея, связанная с этим грибом. Он говорит: «Открытие может пролить новый свет на наше знание о происхождении ископаемого топлива. Самая популярная теория говорит о том, что в природе нефть образовалась из останков ископаемых растений и животных, которые подвергались воздействию колоссальных давлений глубоко под землей, в течение миллионов лет. Но раз Gliocladium roseum может вырабатывать топливо и в обычных условиях — не были ли схожие организмы источниками и тех запасов нефти, которыми мы пользуемся сегодня?»

Действительно, человечество уже потратило (как считается) бОльшую часть мировых запасов нефти, а вопрос о том, откуда она взялась, по-прежнему остается окончательно невыясненным. Об основных взглядах на эту тему мы рассказали в статье «Нефть — живая и мертвая».