Жаркое местечко: Обжигающая близость звезды

Обнаружена планета, температура на которой составляет около 2250 °C – более чем на 200 градусов выше, чем у предыдущего «рекордсмена» и столько же, сколько у некоторых звезд.

Новая экзосолнечная планета, получившая название WASP-12b, не только горяча, но и крупна — примерно в 1,8 раза больше, чем наш «местный» гигант Юпитер (который сам в 318 раз тяжелее Земли и вдвое тяжелее всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых). При этом есть у этой планеты и еще одно необычное свойство: WASP-12b вращается очень близко к своей звезде, в 40 раз ближе, чем мы от Солнца. Все это и создает на ее поверхности совершенно невыносимый климат со средней температурой около 2250 ° по Цельсию — всего вдвое меньше, чем у поверхности Солнца.

«Это делает планету самой горячей из всех нам известных, — говорит глава совершившей открытие группы астрономов британка Лесли Хебб (Leslie Hebb), — а также планетой с самой быстрой скоростью движения по орбите». Напомним, что ранее рекорд принадлежал другой гигантской планете («Адский климат»), однако недавняя находка раскалена сильнее более чем на 200 градусов.

Хебб с коллегами обнаружили планету в ходе масштабного исследования SuperWASP, в котором задействованы две обсерватории на Канарских островах и в Южной Африке. Цель проекта — поиск экзосолнечных планет в момент их прохода между собственной звездой и нами: при этом планета как бы «затеняет» звезду для нас, и по характеристикам изменившегося свечения звезды ученые могут сделать вывод о некоторых свойствах далекой планеты. К примеру, по частоте «затенения» можно оценить скорость вращения, а по степени падения светимости звезды — о температуре планеты.

Стоит сказать, что если температурный рекорд WASP-12b может оказаться недолговечным, то рекорд скорости побить будет сложнее: один оборот у планеты занимает немногим более земных суток. По мнению астрономов, подобные гигантские планеты образуются на дальних окраинах звездных систем понемногу мигрируют ближе к звезде, все ускоряясь и совершая оборот вокруг звезды за все более короткие периоды. Однако большинство известных экзопланет имеют период обращения не менее 3 дней, что может свидетельствовать о существовании некоего механизма, не дающего им еще более сблизиться со звездой.

Еще одна особенность WASP-12b, которую еще предстоит объяснить, — это колоссальный размер планеты, превышающий Юпитер в 1,76 раз по размерам и в 1,18 по массе. Вообще, эта величина больше даже той цифры, которая считалась верхним пределом подобных планет — газовых гигантов. По мнению Лесли Хебб, именно высокая температура вызывает сильный разогрев и «распухание» планеты. Кроме того, близость материнской звезды повышает интенсивность бомбардировки WASP-12b не только излучением, но и образовавшимися в ее недрах тяжелыми металлами.

На следующем этапе исследований астрономы намерены рассмотреть необычную планету в другой части спектра — ультрафиолетовой. Это позволит узнать, как у нее обстоят дела с атмосферой: ожидается, что в слишком «тесной» близости звезды атмосферу должно просто-напросто «сдуть» даже от столь крупной планеты.

Стоит заметить, что и на столь раскаленных планетах, в принципе, может оказаться вода (конечно, не жидкая, а в виде пара) — по крайней мере, один подобный случай уже известен, и мы рассказывали о нем («Есть вода. Но жизни нет»). И это, конечно, далеко не самое негостеприимное местечко во Вселенной — вспомним хотя бы планеты, расположенные в смертельной близости от активного пульсара («Планеты из звездного праха»).