Космический кошмар: как аномально близкая к Земле черная дыра оказалась парой звезд-вампиров

То, что астрономы считали черной дырой всего в 1120 световых годах от Земли, на самом деле оказалось весьма неожиданным сюрпризом: системой из двух звезд, где одна буквально высасывает жизнь из другой.
Sciencealert

Звучит страшно, однако астрономы в восторге: они получили прекрасную возможность изучить то, как эволюционируют «вампирические» звезды.

Предположение о том, что в звездной системе могла быть черная дыра, было спекулятивным с самого начала, поскольку в его основе лежала пара неподтвержденных фактами предположений. Когда космический объект, известный как HR 6819, был впервые идентифицирован в 1980-х годах, предполагалось, что это одно быстро вращающееся тело, так называемая Ве-звезда. Однако спустя десятилетия выяснилось, что у звезды был тайный партнер, который находился в непосредственной близости светила с оборотом каждые 40 дней.

Невидимая черная дыра

Некоторое время назад исследователи из Европейской южной обсерватории утверждали, что звезда Ве должна колебаться больше, чем на самом деле, намекая на дополнительную невидимую массу, влияющую на ее вес. Некоторые полагали, что речь идет о невидимой черной дыре, и из-за аномальной близости к нашей планете этот вопрос стоило изучить поподробнее, по крайней мере, до тех пор, пока такую гипотезу нельзя было бы полностью исключить. Поэтому две группы исследователей объединили усилия, чтобы собрать необходимые данные и склонить чашу весов в пользу одной гипотезы над другой.

Ключевое различие между двумя сценариями заключалось в пространстве. Если бы в космосе было три объекта — невидимая черная дыра, яркая звезда главной последовательности и сияющая звезда Be — расстояние, разделяющее два светящихся объекта, было бы очень большим. Но если в этом участке космоса лишь две звезды, то оно сокращается в несколько раз.

Что находится внутри черной дыры: есть ли у физиков ответ?

По словам Эбигейл Фрост, астрофизика из Католического университета Левена и ведущего автора исследования, ученые решили использовать Очень Большой Телескоп ESO (VLT) и сравнить его данные с результатами измерений Интерферометра Очень Большого Телескопа (VLTI).

Конечно же, приборы на VLT обнаружили, что на большей протяженности (около 100 миллисекунд) не было никаких ярких источников света. Приборы VLTI подтвердили, что звезды расположены очень близко друг к другу, всего в 1 угловой миллисекунде.

Другими словами, это означает, что никакой черной дыры между ними нет. Это всего лишь две обычные звезды в заурядных бинарных отношениях.

Звезды-вампиры

Обратите внимание, что «обычный» в данном случае не означает «скучный». Мы видим эту пару на очень специфической стадии, близкой к звездной «пенсии» — моменту, когда один партнер высосал из своего партнера всю атмосферу, как какой-нибудь космический вампир.

Поймать такую ​​фазу после взаимодействия чрезвычайно сложно, поскольку она очень короткая

Эбигейл Фрост Астрофизик, ведущий автор исследования

В результате пара звезд представляет собой идеального кандидата для изучения того, как подобный вампиризм влияет на эволюцию массивных звезд и, в свою очередь, на формирование связанных с ними явлений, включая гравитационные волны и мощные взрывы сверхновых.