Комета Галлея: история наблюдений, интересные факты и исследования

Комета Галлея является короткопериодической кометой – это значит, что она приближается к Земле примерно каждые 75 лет. То есть, среднестатистический человек может запросто увидеть ее один раз в жизни, а долгожители – даже два. В последний раз комету Галлея видели в 1986 году и, по прогнозам специалистов, она должна вернуться в 2061 году.
Комета Галлея: история наблюдений, интересные факты и исследования
GettyImages

Комета Галлея в научном сообществе носит название 1P/Halley, которое было присвоено ей в честь английского астронома XVII-XVIII веков Эдмунда Галлея. Он занимался изучением кометы в периоды ее сближения с Землей в 1531, 1607 и 1682 годах.

Наблюдая комету Галлея, – новое имя она получит уже совсем скоро – исследователь считал, что в каждый из этих годов мимо нашей планеты пролетали три разные объекта. Но дальнейшие расчеты показали, что на самом деле это было одно и то же космическое тело, вращающееся вокруг Солнца. На основе своих наблюдений Галлей предсказал возвращение кометы в 1758 году. И промахнулся всего ни на что – она сблизилась с Землей в 1759 году. К сожалению, до этой встречи Эдмунд Галлей дожить не успел.

История наблюдений за кометой Галлея

История кометы Галлея началась еще 170 тысяч лет назад, когда она впервые начала свой путь по орбите Земли. По данным Европейского космического агентства, первые упоминания о комете датируются 240 годом до новой эры – странный летающий объект был замечен китайским историографом Сыма Цянем. Однако моделирование орбиты Галлеи свидетельствует о том, что комету могли видеть еще раньше – в 466 году до новой эры она пролетала над Эгейским морем.

Американские ученые из Университета Бригама Янга штата Промо также считают, что комета не осталась незамеченной куда ранее: древние греки стали свидетелями путешествия Галлеи, а также падения достаточно крупного метеорита на северных островах Эллады. Видна Галлея была и древнегреческому философу Аристотелю – он упоминает о 75 днях наблюдений за этим космическим объектом, «величиной с воз телеги». Описательные сведения Аристотеля нашли свое подтверждение у Плиния Старшего в трактате «Естественная история».

Все это стало дополнительным доказательством астрономических расчетов, сделанных современными учеными: восстановив траекторию полета кометы Галлея, физики выяснили, что она действительно приблизилась к нашей планете и была видна с пятого или шестого июня по 25 августа 466 года до новой эры. Небо в летний период в Древней Греции было достаточно ясным, поэтому греки вряд ли приняли за одну комету сразу несколько космических объектов. К тому же, наблюдать невооруженным глазом комету Галлея с Земли действительно было можно на протяжении двух с половиной месяцев.

Когда комета вернулась в 164 году до новой эры, а затем в 87 году до новой эры, то это событие, вероятно, было запечатлено в вавилонских записях, ныне хранящихся в Британском музее в Лондоне. Кроме того, считается, что на знаменитой фреске Джотто «Поклонение волхвов» на заднем плане изображена именно комета Галлея, которая, согласно религиозным представлениям, и привела волхвов в новорожденному Иисусу.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.
Wikipedia

До того как Эдмунд Галлей предположил, что все видимые до этого кометы – это одно и то же космическое тело, средневековые астрономы воспринимали каждый момент, когда пролетала комета Галлея, как отдельное немаловажное событие. Причем часто ее приближение к Земле связывали с грядущими переменами или великими катастрофами.

Интересный факт: американский писатель Марк Твен как-то сказал, что он родился в год сближения кометы Галлея с Землей (в 1835 году) и намерен уйти в мир иной вместе с ней же. К удивлению, так и получилось – писатель скончался в апреле 1910 года, спустя день после очередного появления Галлея на небосводе.

Когда и как произошло открытие кометы Галлея

В течение 1680–1681 годов юный Эдмунд Галлей наблюдал за кометой Ньютона – именно так называли небесное тело поначалу. Астроном исследовал его траекторию, предполагая, что комета сначала приближается к Солнцу, а следом удаляется от него. В 1682 году, когда комета Галлея снова пролетела мимо Земли, Галлей обратился к Исааку Ньютону с вопросом, по какой кривой действительно движется космический объект. Позднее, благодаря настойчивости Галлея был выпущен трактат «Математические начала натуральной философии», подготовленный Ньютоном.

Именно он и высказал предположение, что кометы, которые пролетали по орбите нашей планеты, были одним и тем же телом. Но подтвердить это удалось уже его другу, в честь которого комета и получила свое окончательное название. После подробного изучения расчетов других астрономов, Галлей увидел, что пути комет, замеченных Апианом в 1531 году, Кеплером в 1607 году и в 1682 году им самим, являются идентичными. На основании передвижения тела с периодичностью 75-76 лет, Галлей предсказал появление следующей кометы в 1758 году. Сегодня мы уже знаем, что ученый действительно вычислил, когда пролетит комета Галлея. Тогда же возникло одно «но», которое заметили несколько позже: притяжение Юпитера и Сатурна отсрочили ее путешествие мимо Земли.

Физик до возвращения кометы не дожил. Комету Галлея с Земли обнаружил немецкий астроном-любитель в конце 1758 года, а в ближайшей точке орбиты планеты к Солнцу она оказалась только к 13 марта следующего года. Погрешность в 618 дней была рассчитана Алекси Клеро. Именно благодаря работе Галлея подтвердилась теория тяготения Ньютона. А сама комета в год ее обнаружения получила новое имя: Halley, 1P, или известная нам комета Галлея.

Комета Галлея, сфотографированная 13 мая 1910 года широкоугольной камерой в обсерватории Лоуэлла во Флагстаффе, штат Аризона, США.
NASA/JPL

Что такое галлееподобные кометы

Существует группа комет, называемых «кометами семейства Галлея» (HFC). Это периодические или, как их еще обозначают в научном сообществе, короткопериодические кометы – те, которые возвращаются к Земле чаще, чем раз в 200 лет. Космические объекты, похожие на комету Галлея, имеют крайне большое наклонение орбиты – от нуля до 90 градусов – и могут стать посетителями Солнечной системы несколько раз за нашу жизнь. Учеными было зафиксировано всего 54 кометы из семейства Галлея. Вполне возможно, такие небесные тела изначально были долгопериодическими кометами с длинным периодом обращения вокруг Солнца и появлялись рядом с нашей планетой раз в сотню или тысячу лет.

Некоторые специалисты предполагают, что галлееподобные кометы могли сформироваться в Облаке Оорта – гипотетической сферической области Солнечной системы, которая является источником долгопериодических комет. Также есть гипотеза, что такие кометы образовались из кентавров – группы астероидов, находящихся между орбитами Юпитера и Нептуна. К слову, именно к Нептуну и возвращается первая периодическая комета, комета Галлея, по названию которой и было выделено новое семейство. Кроме того, в 2008 году астрономы обнаружили новый транснептуновый объект, 2008 KV42, который может являться источником комет галлеевского типа.

Сколько лет комете Галлея и как долго она путешествует по космосу

Период обращения кометы Галлея за последние три столетия составил от 75 до 76 лет. Хотя порой происходили и непредвиденные обстоятельства: ее путешествие к Земле проходило и за 74 года, и за 79 лет. Это связано с гравитацией планет, рядом с которыми пролетает это космическое тело. В то же время в рамках нашей Вселенной такое движение характеризуется учеными как детерминированный хаос – сложно прогнозировать динамику кометы через пару тысячелетий. Наблюдая комету Галлея, мы можем стать свидетелями сразу двух метеорных потоков – Эта-Аквариды в начале мая и Орионидов ближе к концу октября. Вытянутая эллиптическая орбита объекта сближается с земной сразу в двух точках, отчего и образуется «двойной» звездный дождь.

Комета Галлея, снятая NASA в 1986 году.

Но комета Галлея так же, как и мы, стареет. Время ее жизни составляет около 10 миллионов лет, и она может распасться через несколько десятков тысячелетий. Либо пересечь нашу Солнечную систему и очутиться совершенно в другой галактике уже через пару сотен тысяч лет. Уже к сегодняшнему дню ядро кометы сократилось в массе на 80%.

Как связана комета Галлея и земные катаклизмы

Вторжение неопознанных объектов на нашу голубую планету всегда толковалось людьми как страшное бедствие. В древности этому не могли найти логичное объяснение, чуть позже – предугадать, насколько страшными будут последствия такого гостя. Задолго до Аристотеля комету называли предвестницей траура, беды, которую за собой приносит этот яркий хвост. Даже название «kometes» отражает мифологический взгляд древних людей на путешествие объекта по орбите Земли. Дословно оно означает «волосатый» – носить распущенные волосы могли только те женщины, которые оплакивали смерть родственника.

На Востоке в этом хвосте видели знак приближающейся войны, и представляли шлейф из газа и пыли как большую саблю. Христиане трактовали таким образом явление божественного воздаяния за грехи всего человечества. Именно поэтому очень долго время люди совсем не ждали, когда прилетит Галлея.

Порой связь между последней кометой Галлея и земными катаклизмами кажется вполне реальной:

• В 240 году до новой эры произошло страшное наводнение в Китае, которое унесло тысячи жизней и лишило еды население целого государства;
  • 164 год до новой эры был встречен не только кометой Галлея, но и эпидемией чумы, прошедшейся по всей Европе;
  • В 66 году до новой эры после того, как пролетала Галлея, между древними Иудеей и Римом началась война – она привела к падению Иерусалима и унесла более миллиона мирных жизней;
  • В IV и V веках прошли завоевательные войны;
  • В 684 году Евразия оказалась затоплена сильными ливнями, которые не прекращались около трех месяцев. Урожай был полностью уничтожен. Из-за кометы Галлея также произошел страшный голод в Англии в конце X века.
  • В год, когда была видна Галлея, началось нашествие Чингисхана на русские княжества, а также прошел кровавый дождь в Риме. Не обошлось и без смертей: в 1223 году ушел из жизни король Франции Филипп II Август.
  • В 1456 году из-за землетрясения на территории современной Италии погибло более 35 тысяч человек. А в 1682 году, в год наблюдения Эдмундом Галлеем за кометой, землетрясение произошло и в Англии;
  • В год предсказанного возвращения – хоть и с задержкой – кометы к Земле, по всей планете разразились землетрясения, бури, а также многочисленные извержения вулканов, включая ранее спящий Везувий;
  • В XIX веке чума унесла миллионы жизней в Египте. Цунами в Японии, сильнейший ураган во Флориде и извержение вулкана в Никарагуа также были зафиксированы в год, когда комета Галлея подлетела к Земле. Кроме того, на нее возложили ответственность за смерть австрийского императора, болезнь его преемника и за пожар, во время которого почти исчез весь Нью-Йорк;
  • В 1910 году в Европе и Америке зафиксировали волну самоубийств, в Европе и Китае – наводнения, а также эпидемию бубонной чумы в Китае и Индии;
  • В 1986-ом, в год, когда комета Галлея в последний раз была замечена в небе, произошла авария на Чернобыльской АЭС. Произошел и ряд геополитических изменений: свержение диктатуры в Филиппинах и Гаити.
Фотография, сделанная советской станцией «Вега-2» во время приближения к комете на 8030 километров в 1986 году.
ESA

Современные исследования кометы Галлея

В 1986 году произошло самое незрелищное появление кометы Галлея за всю историю наблюдений! Люди не смогли увидеть ее приближение сразу по нескольким причинам: во время прохождения перигелия Земля и комета Галлея были по разную сторону от Солнца, что не позволило наблюдать космический объект в период наибольшей яркости. Вдобавок с последнего приближения кометы в 1910 году сильно выросла засветка неба из-за распространения электричества.

Тем не менее в 1986 году специалистам удалось получить очень качественные фотографии кометы Галлея – аппараты, так или иначе принявшие участие в съемке небесного тела, стали называть «Армадой Галлея». Так, две советские автоматические межпланетные станции «Вега-1» и «Вега-2», предназначенные для наблюдения за Венерой и кометой Галлея, смогли сделать фотографии самого ядра кометы.

Автоматическая межпланетная станция «Джотто», принадлежащая Европейскому космическому агентству, также смогла приблизиться к комете Галлея и отправить на Землю потрясающие изображения. Кроме того, Япония послала два собственных зонда («Сакигаке» и «Суйсэй») для получения информации о Галлее.

Космический зонд Giotto, запущенный в 1985 году на пусковой установке Ariane 1 V14, прошел мимо скрытого ядра кометы Галлея в 1986 году.
ESA

Когда прилетит комета Галлея и что случится в 2061 году

Можно ли ждать комету в ближайшем будущем? И если да, когда следующая комета Галлея пролетит по орбите Земли? Пока этот космический объект не оказался за пределами Солнечной системы, его можно наблюдать из любой точки мира. Когда комета Галлея пронесется мимо нашей планеты 28 июля 2061 года, она будет находиться по ту же сторону Солнца, что и Земля, и станет сверкать намного ярче, чем в 1986 году.

Тем, кому не удастся увидеть красивый хвост Галлеи через сорок лет, возможно, встретится с кометой к марту 2134 года. Наблюдать такую гостью мы сможем в течение четырех месяцев. Но бояться ее не стоит: наука по-прежнему не доказала влияние космической странницы на земную природу.