Фабрика жизни: Стволовые клетки

Выделение человеческих эмбриональных стволовых клеток считают одним из трех важнейших открытий XX века в биологии. Остальные два – представление о двойной спирали ДНК и расшифровка генома человека

Из одной клетки

Представьте себе, что одна-единственная клетка, направленная по нужному пути развития, может стать любой из более чем 220 видов клеток нашего организма. Абсолютно любой, со своими уникальными и чрезвычайно сложными функциями. Более того, эти клетки возможно выращивать в культуре, то есть в искусственных условиях — и при необходимости пересаживать в те ткани организма, собственные клетки которых в результате травмы или болезни не справляются со своей задачей. А в перспективе — выращивание органов «на замену», пересадка клеток с желаемыми свойствами, полученными путем изменения ДНК...

Все вышеописанное — не фантастика, а реальность и относится к эмбриональным стволовым (выделенным из эмбриона, 5-дневного зародыша) и эмбриональным половым (из половых клеток 5−9-месячных абортированных зародышей) клеткам. Они не дифференцированы, то есть не имеют специфичных для ткани структур, связанных с выполнением определенной роли — а именно, не могут нести молекулы кислорода в крови (как эритроциты), проводить импульс (как нейроны), упорядоченно сокращаться (как клетки сердечной мышцы). Но зато они способны стать любой из этих клеток!

Пример у каждого перед глазами: каждый из нас был когда-то комочком неспециализированных стволовых клеток. Ученые до сих пор пытаются разгадать биохимические сигналы, руководящие этим процессом. В пробирке эмбриональные стволовые клетки могут делиться очень долго, оставаясь в первоначальном (недифференцированном) состоянии.

Другой вид стволовых (неспециализированных) клеток встречается во взрослом организме. Но их возможности куда скромнее — обычно они могут «созреть» только до клеток той ткани, откуда их выделили (то есть стволовые клетки крови могут стать только клетками крови, мозга — только нервными клетками и т. д.). И хотя в последнее время появились данные и о возможности изменения «ориентации» (это назывется пластичностью), этот вопрос все еще нуждается в изучении.

Вопросы крови

Зато взрослые стволовые кроветворные клетки уже давно и с успехом применяются в медицинской практике для лечения заболеваний крови — лейкемий, анемий, лимфом (впервые их определили в 1945 году в костном мозге смертельно облученных людей). Эти клетки обладают потенциалом стать любой клеткой крови — например, лейкоцитом или эритроцитом, но, к сожалению, их невозможно выращивать в культуре, то есть вне организма — «в неволе» они не сохраняют характеристики стволовых клеток. А значит, выход один — выделять их из костного мозга и крови. Самая большая проблема состоит в том, что такие клетки встречаются довольно редко — только одна на 10−15 тысяч клеток костного мозга и одна на 100 тысяч клеток периферической крови. Более того, выяснилось, что даже из них большая часть является просто клетками-предшественниками, ограниченными в развитии до одного определенного типа клеток и способными действовать всего три-четыре месяца. «Истинных» стволовых клеток, способных стать любой клеткой крови (на это потребуется 17−19 делений), и того меньше — примерно 1 на 100 тысяч в костном мозге. И все-таки в последнее время гематопоэтические (кроветворные) стволовые клетки выделяют именно из крови, так как это сопряжено с меньшим риском для донора.

В 1980-х годах был найден еще один источник гематопоэтических стволовых клеток -пуповинная кровь и плацента новорожденного ребенка. Есть данные, что такие клетки могут давать начало не только клеткам крови, но и ряду других — однако серьезных подтверждений этому пока еще нет. Преимущество клеток пуповинной крови в том, что они обладают большим потенциалом к размножению, а вероятность их отторжения намного меньше. В 1992 году клетки пуповинной крови были впервые сохранены частным образом в США — ими при необходимости может воспользоваться как ребенок, так и члены его семьи. В настоящее время сохранить пуповинную кровь ребенка можно и в России — этим занимается Гемабанк (http://www.gemabank.ru/), созданный на базе банка костного мозга Российского онкологического научного центра РАМН им. Н.Н. Блохина. Стоимость таких услуг в России и за рубежом примерно одинакова: около $1500 первоначально и $100 ежегодно за хранение.

Нервные клетки восстанавливаются?

Всем известна фраза о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Вопреки этой народной мудрости в головном мозге ученые нашли стволовые клетки, которые при подходящих условиях становятся новыми нейронами. И не только нейронами, но и другими клетками нервной системы. Почему же об этом стало известно только в середине 1990-х? Дело в том, что в мозге приматов стволовые клетки встречаются только в двух местах — в районе желудочков и гиппокампа, где «новые нейроны» замечены не были. Оказывается, когда какой-то участок мозга поврежден, стволовые клетки мигрируют туда и уже там, на месте, «оперативно разбираются», превращаясь в нужные нервные клетки.

Ученые до сих пор не знают, откуда у взрослого человека стволовые клетки — то ли это «остаток» от эмбриона, то ли они появляются уже в сформированном организме. Их уже нашли в скелетных мышцах, печени, коже — хотя и в ничтожно малых количествах. Обычно они становятся клетками «своей» ткани, хотя есть данные, что «переквалификация» тоже возможна — но с этим до сих пор много неясностей. Проблема со «взрослыми» стволовыми клетками состоит еще и в том, что они категорически не хотят делиться в культуре, сохраняя свои уникальные характеристики.

Стволовые и половые

Поэтому все внимание приковано к стволовым клеткам, которые без проблем делятся в культуре до 300 раз (более двух лет!) и способны стать любой клеткой — хоть нейроном, хоть клеткой сердечной мышцы или даже клеткой, производящей инсулин. Получают эти клетки из эмбрионов. В 1998 году Джеймс Томсон из университета штата Висконсин в Мэдисоне выделил 5 линий стволовых клеток из эмбрионов, отданных парами, внезапно отказавшимися от искуственного оплодотворения. Эти клетки оставались в недифференцированном состоянии более 200 делений, сохраняя при этом свой хромосомный состав. В то же самое время другой ученый, Джон Герхардт из университета Джона Хопкинса, доложил, что его группе удалось выделить и сохранить в культуре на протяжении более 40 делений эмбриональные половые клетки из зачатков половых клеток (яйцеклеток и спермы) 5−9-месячных абортированных эмбрионов. Кроме способа получения различие между этими видами состоит в том, что если вколоть эмбриональные стволовые клетки (ЭСК) мышке с подавленным иммунитетом, то как «побочный продукт» возникают доброкачественные опухоли — тератокарциномы, а инъекция эмбриональных половых клеток (ЭПК) такого эффекта не дает.

«Теплицы» для клеток

Эмбриональные стволовые клетки (ЭСК) выращивают в особых условиях. Задача — не дать им специализироваться спонтанно и пустить специализацию в нужном направлении путем добавления различных веществ, например гормонов и факторов роста. Дно чашки Петри покрыто специально обработанными мышиными клетками-кормильцами, которые являются своеобразной «почвой» для роста, выделяющей необходимые для ЭСК вещества. Чтобы стимулировать рост клеток, в эту среду добавляют также бычью эмбриональную сыворотку. Животные компоненты могут «загрязнить» предназначенные для трансплантации человеческие клетки веществами, которые синтезируются животной клеткой и не синтезируются человеческой. Такие вещества (например, сиаловая кислота) служат антигенами и вызывают сильный иммунный ответ при трансплантации. Поэтому от животных компонентов лучше избавиться. Пока что это удалось сделать только частично: существует несколько научных работ, в которых показано, что «мышиный» нижний слой можно убрать — и это уже большой прорыв (хотя все полученные пока что ЭСК выращивались «на мышах» и загрязнение уже могло произойти). А вот от бычьей сыворотки избавиться не удалось — пока что она совершенно необходима.

Интересно, что эмбриональные половые клетки склонны формировать совершенно уникальные структуры — «эмбрионовидные тела». Это комок, состоящий из спонтанно специализировавшихся клеток всех типов — кожи, сердечной мышцы, нейронов, волос.

Сам себе эмбрион

Сейчас из эмбриональных клеток выращивают ткани, в перспективе — органы. В любом случае вопрос совместимости остается открытым. Иммунная система атакует чужеродные клетки, что в результате может привести к отторжению или даже смерти пациента. Поэтому ученые разрабатывают другие подходы.

Один из путей состоит в том, чтобы подробно выяснить, какие химические реакции заставляют специализироваться стволовые клетки, и вводить собственно эти вещества. Второй -модифицировать стволовые клетки «на заказ», для каждого конкретного человека. Фантастика? Ядро, например, клетки кожи пациента пересаживается в яйцеклетку (это называется терапевтическим клонированием). «Оплодотворенную» таким образом зиготу выращивают в пробирке до стадии бластоцисты, из которой и получают стволовые клетки с соответствующим пациенту иммунологическим профилем.

Человек-паук

А что, если таким же образом в яйцеклетку, например, енота, поместить ядро человеческой клетки? Получится ли человек-енот? Теоретически, такое существо — химера — будет являться гибридом двух видов. Китайские ученые уже шагнули от теории к практике. В 2003 году группой ученых из Второго Шанхайского медицинского университета под руководством Ху Чжень Шеня были получены гибриды из клеток кожи нескольких человек (кожи крайней плоти двух мальчиков и двух мужчин и клеток кожи с лица женщины) и яйцеклеток крольчихи. Последние были предварительно освобождены от ДНК кролика, после чего туда ввели ДНК человека. Таким образом, гибрид получил от кролика лишь небольшое количество митохондриальной ДНК. «Оплодотворено» было более 400 яйцеклеток, а до стадии бластоцисты дошло около сотни «химер». Дальнейшая жизнь искуственных существ была прервана — кто может появиться на свет из такого эмбриона, китайские ученые узнать не решились. Но уже в 2004 году исследователям из Миннесоты удалось вырастить свинью с человеческой кровью, а в начале этого года профессор Ирвинг Вайссман, директор Института стволовых клеток Стэнфорда, заявил о намерении получить эмбрион мыши с мозгом человека. Впрочем, на вопрос, будет ли такая мышь умнее своих создателей, ученые ответить пока не могут.