Ученые прочитали геном жившего в древней Месопотамии гибрида осла и кулана. Главные научные новости сегодня

Новости 18 января. Ученые Парижского университета проанализировали геном жившего в Месопотамии 4500 лет назад кунга — гибрида домашней ослицы и дикого кулана. Ученые Эксетерского университета оценили высоту средневековых английских лошадей. Ученые Санкт-Петербургского университета оценили возраст камня, на котором стоит Медный всадник.
Боевые колесницы, запряженные кунга. British Museum

И все-таки лошади сыграли огромную роль в истории человечества

В 2006 году в Телль-Умм-эль-Марре, царской гробнице на севере Сирии археологи нашли кости 25 странных животных. Этим останкам 4500 лет. Собранные скелеты напоминали лошадей, но отличались от них пропорциями тела. Теперь ученые Парижского университета опубликовали работу по генетическому анализу останков. Дополнительно исследователи секвенировали ДНК лошади возрастом 11 000 лет, найденной в Турции, а также зубы и волосы XIX века последних выживших сирийских диких ослов – куланов. Генетики выяснили, что древние скелеты в Сирии имеют материнскую линию домашнего осла (E. africanus) и отцовскую линию сирийского дикого кулана (E. hemionus). Это гибридное животное получило название «кунга». По мнению ученых, кунга был бы сильнее и быстрее осла, но его было легче приручить чем дикого кулана. Кунга использовались в первую очередь военными — животных запрягали в боевые колесницы. «Кунга в конечном итоге были вытеснены с появлением домашней лошади, которую было легче разводить, когда она была завезена в регион из Причерноморской степи», — заключают исследователи.

Кунга были невысокого роста. Но и лошади, которые их вытеснили, высотой, судя по всему, не отличались. Команда археологов Эксетерского университета изучила большой набор костей английских лошадей с 300 по 1650 год нашей эры (всего около 2000 лошадей). Исследователи выяснили, что лошади за весь этот более чем тысячелетний период не были особенно крупными: высота особи в среднем составляла 144 см. Для сравнения: современные пони — около 145 см. Самая высокая лошадь норманнского периода (1066–1075), обнаруженная командой, была найдена в замке Троубридж. Она выросла до 152 см. В период Высокого Средневековья появились и более высокие лошади, некоторые из них достигали 162 см. Исследователи считают, что средневековых лошадей разводили для разных боевых задач. Лошади для рыцарских турниров, возможно, выше. Но их было мало. Более широко были распространены низкие животные, которые использовались для перевозки снаряжения и преодоления больших расстояний во время военных кампаний.

И еще про одного боевого коня — бронзового. Правда, чаще его называют медным. Конный памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге работы Этьена Фальконе установили 18 августа 1782 года. Для постамента использовали гранитный Гром-камень — мегалит из окрестностей деревни Конная Лахта (Выборгский массив гранитов-рапакиви). Для постамента камень сильно обтесали, и он потерял значительную часть первоначальной массы: ее оценивают примерно в 2000 тонн. Ученые из Санкт-Петербургского университета и Горного университета изучили Гром-камень, чтобы установить его состав и возраст. Возраст Гром-камня оказался почтенный — 1,5-1,6 млрд лет. Ученые еще надеются найти сколы Гром-камня, которые образовались при создании постамента. Работа ученых связана с запланированной реставрацией памятника к 350-летию Петра I. В общем коня тоже отреставрируют.