Астрономы получили свидетельства, указывающие на огромную экзолуну у далекой экзопланеты размером с Юпитер

Спутники, вращающиеся вокруг экзопланет, находить намного труднее, чем сами экзопланеты. В 2018 году были получены косвенные данные, указывающие всего на один спутник-кандидат. Но теперь обнаружен второй. Астрономы хотят понять, насколько часто у планет встречаются спутники и какую роль они играют в возникновении жизни.

Астрономы открыли тысячи экзопланет. Но открытие спутников у этих планет — это огромная редкость. Кажется, нашли всего второй

Команда астрономов Колумбийского университета обнаружила гигантского кандидата в экзолуны, вращающегося вокруг планеты Кеплер 1708b. Планета находится на расстоянии 5500 световых годах от Земли в направлении созвездий Лебедя и Лиры. Этот новый кандидат в экзолуны получил название Кеплер 1708b-i. Он имеет размер примерно 2,6 радиуса Земли. Это действительно огромный размер для спутника.

Почему это важно?

Еще 30 лет назад мы наблюдали планеты только в нашей Солнечной системе. И могли думать, что во Вселенной такая планетная система всего одна, или что она является очень редким явлением. Сегодня мы знаем более 4000 подтвержденных экзопланет, и все еще не знаем ни одной экзопланеты, вокруг которой вращается спутник. Но кажется, такую экзолуну все-таки нашли. В случае подтверждения статуса экзолуны это наблюдение может подтвердить гипотезу, что экзолуны так же распространены во Вселенной, как и экзопланеты, и что спутники являются не исключением, а характерной чертой планетных систем.

Подтверждение открытия

Ждать подтверждения статуса можно долго. Первое в истории наблюдение экзолуны было выполнено четыре года назад. Но оно всё ещё ждет подтверждений. Проверка нового кандидата может быть столь же долгой. Новый кандидат в спутники был открыт Дэвидом Киппингом и его лабораторией Cool Worlds Lab в Колумбийском университете. Эти же астрономы сообщили и о первом кандидате на статус экзолуны в 2018 году.

«На сегодняшний день астрономы нашли более 10 тысяч кандидатов в экзопланеты, но экзолуны найти гораздо сложнее, — сказал Киппинг, который провёл последнее десятилетие в поисках экзолун. — Они terra incognita».

По словам Киппинга, оба кандидата в экзолуны, вероятно, состоят из газа, скопившегося под действием гравитационного притяжения, вызванного их огромными размерами. Если гипотеза верна, спутники, возможно, сформировались, как планеты, только для того, чтобы попасть на орбиту ещё более крупной планеты, такой как Kepler 1625b или Kepler 1708b.

Обе планеты и их луны расположены далеко от своей звезды-хозяина, где гравитация не настолько большая, чтобы звезда смогла оторвать спутники от планет. Исследователи искали планеты-газовые гиганты на далеких от родительских звезд орбитах потому, что у их аналогов в нашей Солнечной системе — Юпитера и Сатурна — более сотни спутников.

По словам Киппинга, если там есть и другие спутники, они, вероятно, будут не такими большими, но их будет труднее обнаружить. «Первыми обнаруженными в любом случае являются выделяющиеся объекты, — сказал астроном.

Экзолуны вызывают интерес астрономов по тем же причинам, что и экзопланеты. Они могут показать, как и где могла возникнуть жизнь во Вселенной. Они ещё и сами по себе любопытны: астрономы хотят знать, как формируются эти экзолуны, может ли на них возникать жизнь и какую роль они играют, если вообще играют, в создании обитаемых планет-хозяев.

Учёные изучили самые холодные газовые планеты-гигантов, обнаруженные космическим телескопом NASA Kepler. Просканировав 70 планет, они сначала нашли только одну планету-кандидата — Kepler 1708b — с луноподобным сигналом. Для подтверждения открытия потребуются наблюдения с других космических телескопов, таких как Hubble, а этот процесс может занять годы.

Обсуждение исследования

Четыре года спустя открытие Киппингом первой экзолуны продолжает вызывать горячие споры. В недавней статье он и его коллеги показали, как одна группа скептиков могла пропустить луну Kepler 1625b в своих расчетах. Тем временем Киппинг и его коллеги продолжают исследовать другие возможные свидетельства.

Однако Эрик Агол, профессор астрономии Вашингтонского университета, сомневается, что этот последний сигнал окажется реальным. «Это может быть просто колебание из-за звезды или технического шума», — сказал он.

Другие ученые более оптимистичны. «Это наука в лучшем виде, — сказал Михаэль Хиппке, независимый астроном из Германии. — Мы находим интригующий объект, делаем прогноз и либо подтверждаем кандидата на экзолуну, либо исключаем его с помощью будущих наблюдений».

«Я очень рад видеть второго возможного кандидата на статус экзолуны, хотя, к сожалению, было замечено только два преображения, — добавил он. — Получить больше данных было бы очень здорово».