Взгляд сквозь телескоп: карликовая галактика подскажет, как растут сверхмассивные черные дыры

Исследователи обнаружили черную дыру в галактике Mrk 462 с помощью рентгеновской обсерватории NASA «Чандра». Масса черной дыры примерно в 200 000 раз превышает массу Солнца.
NASA/CXC/Dartmouth Coll./J. Parker & R. Hickox

Сверхмассивная черная дыра в небольшой галактике поможет астрономам понять, как растут самые большие черные дыры.

В галактике Mrk 462 содержится всего несколько сотен миллионов звезд — по современным меркам, она является карликовой галактикой. Для сравнения, в нашем Млечном Пути «обитает» несколько сотен миллиардов звезд. Однако Mrk 462 — необычная галактика. Карликовых галактик со сверхмассивной черной дырой внутри практически не существует — или они умело прячутся.

В больших галактиках астрономы часто находят черные дыры, наблюдая за быстрыми движениями звезд в центрах галактик. Карликовые же галактики слишком малы и тусклы, чтобы большая часть современных приборов могла бы их обнаружить.

Однако есть и альтернатива — искать признаки растущих черных дыр. Одним из таких признаков, например, является газ, нагретый до миллионов градусов и излучающий в рентгеновском диапазоне.

Ученые изучили восемь карликовых галактик, которые по оптическим данным показывали возможность роста черных дыр. Из этих восьми галактик только Mrk 462 утвердила свой статус — данные показали, что она окружена газом, а спектр излучения газа лишь подтвердил догадку о наличии черной дыры.

«Затененные» газом черные дыры обнаружить непросто. Это значит, что может существовать гораздо больше карликовых галактик с подобными черными дырами — просто ученые их пока не нашли. Это важно, потому что может помочь решить главный вопрос в астрофизике: как черные дыры стали такими большими за такой короткий промежуток времени?