Обычный сахарозаменитель может способствовать распространению одной из самых агрессивных супербактерий

Согласно исследованию 2018 года, сахарозаменитель, используемый в некоторых продуктах питания, мог способствовать распространению опасной супербактерии в США. Виноватой является трегалоза, содержащаяся в таких продуктах, как диетические батончики и жевательная резинка.

Опасная добавка есть в таких продуктах, как диетические батончики и жевательная резинка.

Если результаты исследования подтвердятся, это станет серьёзным предупреждением о том, что даже кажущиеся безвредными добавки могут вызвать проблемы со здоровьем при добавлении в наши продукты питания. В этом случае трегалоза связана с появлением двух штаммов бактерии Clostridium difficile, способной вызывать диарею, колит, органную недостаточность и даже смерть.

Быстрый рост числа устойчивых к антибиотикам микробов стал огромной проблемой для больниц в последние годы. Время их развития совпадает с появлением трегалозы. «В 2000 году трегалоза была одобрена в качестве пищевой добавки в США для ряда продуктов, от суши и овощей до мороженого, — сказал один из исследователей Роберт Бриттон из Медицинского колледжа Бейлора в Техасе ещё в январе 2018 года. — Примерно через три года количество сообщений о вспышках заболеваний, обусловленных Clostridium difficile начало увеличиваться. Другие факторы тоже могут вносить свой вклад, но мы думаем, что трегалоза является ключевым триггером».

Когда исследователи проанализировали геномы штаммов RT027 и RT078, они обнаружили последовательности ДНК, которые позволили им очень продуктивно питаться низкими дозами сахарозаменителя трегалозы.

Фактически, этим конкретным бактериям для выживания требуется примерно в 1000 раз меньше трегалозы, чем другим разновидностям C. difficile, благодаря их генетической структуре. Чтобы проверить свои выводы, учёные экспериментировали с мышами, получавшими штамм RT027. В группе с низкими дозы трегалозы, смертность была намного выше — не из-за большего количества бактерий, как выяснили специалисты, а потому, что сахар позволял им производить больше ядовитых токсинов.

Дальнейшие испытания жидкостей из трёх кишечников человека показали, что RT027 может расти при небольшом количестве трегалозы, в то время как другие штаммы бактерий — нет. До сих пор нет уверенности в том, что трегалоза способствовала росту C. difficile, но результаты исследования и сроки её одобрения в качестве добавки довольно убедительны.

Согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, зарегистрированным в 2011 году, C. difficile стала причиной полмиллиона инфекций в течение года и 29 тысяч смертей в течение первых 30 дней после постановки диагноза.

«Эти штаммы присутствуют у людей в течение многих лет, не вызывая серьезных вспышек, — говорит один из исследователей Джеймс Коллинз из Медицинского колледжа Бейлора. — В 1980-х они не были эпидемическими или гипервирулентными (способными к вызову заболевания), но после 2000 года они стали преобладать и вызывать серьёзные вспышки».

Он подчеркнул, что важным вкладом этого исследования является осознание того, что «то, что мы когда-то считали совершенно безопасным сахарозаменителем, может иметь неожиданные последствия».