Последние известия из жизни неандертальцев. Главные новости науки сегодня

Новости 23 декабря. Исследователи британского археологического агентства DigVentures обнаружили на юге Англии останки 5 мамонтов и неандертальские орудия труда. Ученые Университета Лейдена показали, что неандертальцы выжигали леса. Ученые из Музея Человека в Париже исследовали захоронение двухлетнего мальчика неандертальца.
Последние известия из жизни неандертальцев. Главные новости науки сегодня
Археолог выкапывает бивень мамонта. DigVentures

Чем больше мы узнаем о неандертальцах, тем обиднее, что мы их никогда не увидим

Исследователи британского археологического агентства DigVentures обнаружили на юго-западе Англии останки 5 мамонтов и неандертальские орудия труда. Вероятно, неандертальцы охотились на огромных животных и их разделывали. Археологи идентифицировали двух взрослых животных, двух молодых и одного новорожденного. Среди орудий труда археологи нашли каменный топор и скребок для обработки шкур. Находка датируется периодом от 210 000 до 220 000 лет назад. Как отмечают ученые, примерно в это в время неандертальцы и пришли в Британию. В то время Британия еще не была отделена от материка проливом.

Археологи из Лейденского университета, Нидерланды ведут раскопки около бывшего угольного карьера Ноймарк-Норд недалеко от Лейпцига. Как сообщают ученые во время теплого межледникового периода (130 000-115 000 лет назад) на этой территории образовалось много небольших озер после таяния горных ледников. И тогда здесь обосновались неандертальцы. Археологи проанализировали образцы пыльцы и древесного угля из отложений в Ноймарк-Норде и в соседних в горах восточного Гарца. Анализ показал, что когда неандертальцы пришли в Ноймарк-Норд, там был лес, но потом на достаточно большой территории неандертальцы лес выжгли. Возможно, неандертальцы поджигали лес, чтобы животные бежали прямо на охотников. Кроме того на открытой местности крупные животные не могли подобраться к жилищам, и неандертальцы чувствовали себя в безопасности.

Ученые Университета Тель-Авива провели масштабное исследование ископаемых останков, найденных с 1932 года и до нашего времени во время раскопок в Леванте — в Израиле, Сирии, Иордании, Палестине и Ливане. Ученые исследовали 58 исторических стоянок и останки 83 видов животных. Левант заселен представителями рода Homo по крайней мере полтора миллиона лет: от Homo Erectus и до Homo Sapiens. Ученые построили график, на котором отразили размер животных, на которых охотились Homo. Оказалось, что всю свою историю Homo предпочитали охотиться на самых крупных представителей фауны, обитавших вокруг. Так миллион лет назад Homo erectus охотились на африканских слонов, вес которых достигал 13 тонн (в два раза больше, чем у современного африканского слона), а 400 тысяч лет назад неандертальцы — на дикий крупный рогатый скот весом всего тонну. 10 тысяч лет Homo Sapiens достались только олени и газели. А когда они исчезли, началось земледелие. Ученые не утверждают, что только охота была причиной исчезновения мегафауны, вполне могли повлиять и климатические изменения. Но охотничьи успехи Homo тоже нельзя забывать.

В последние годы все чаще археологи приходят к выводу, что практика ритуального захоронения была неандертальцам известна. Международная команда ученых под руководством исследователей из Музея Человека в Париже проанализировала скелет из одного из самых известных неандертальских погребений во Франции — палеолитического навеса Ла Ферраси. В начале XX века там нашли шесть скелетов неандертальцев, а в период с 1970 по 1973 год — седьмой скелет, принадлежавший ребенку примерно двух лет. В течение почти полувека скелет никто не изучал, но он хранился в музее. Теперь ученые показали, что скелет был погребен в осадочном слое, наклоненном к западу: голова, обращенная к востоку, была выше таза. Кости, относительно целые, оставались в своем анатомическом положении. Этот факт указывает на быстрое захоронение после смерти. Датировка небольшой кости, белки которой были идентифицированы, как принадлежащие неандертальцу, позволила установить, что ребенок был похоронен около 41 000 лет назад. Исследователи считают, что захоронение не было единичным случаем и надеются установить хронологию и географическое распространение такой практики среди Homo neanderthalensis.