Кишечные бактерии намного важнее, чем нам кажется: 4 факта о нашем микробиоме

Они весят полтора килограмма, помогают нам переваривать пищу, усваивать полезные вещества из нее, защищают от патогенов. Но это далеко не все. Наш микробиом — тонко настроенная система, которая, стоит только покопаться в исследованиях, оказывается гораздо сложнее, чем мы думали.
Кишечные бактерии намного важнее, чем нам кажется: 4 факта о нашем микробиоме

Эксперты маркетплейса витаминов и товаров для здорового образа жизни iHerb рассказывают, на что еще способен наш микробиом и почему не стоит забрасывать заботу о нем.

Кишечные бактерии могут накапливать лекарства

Ученые и раньше знали, что бактерии могут менять эффективность приема лекарств, преобразуя их структуру в ходе химических трансформаций. Но недавно исследователи из Европейской молекулярно-биологической лаборатории под руководством Кирана Патила обнаружили новую модель их взаимодействия — биоаккумуляцию.

Ученые наблюдали, как 25 известных штаммов бактерий ведут себя с 15 принципиально разными лекарствами. Оказалось, что больше чем в половине случаев бактерии не меняют структуру препарата, а запасают его. Причем в случае гибели клеток-хранилищ часть накопленных лекарственных веществ не выводится из организма. Она может всасываться в кишечнике и оказывать дополнительный терапевтический эффект или вызывать побочные эффекты даже после окончания приема.

Бифидобактерии «чувствуют» приближение родов

Во время беременности в женском организме происходит множество изменений, в том числе и в микробиоме. Ученые из израильского университета Бар-Илан выяснили, что на поздних сроках у женщин значительно повышается уровень бифидобактерий, как будто они «понимают», когда именно наступает третий триместр. На самом же деле, как узнали ученые, такую реакцию бактерий обеспечивает гормон прогестерон.

Открытие позволит быстрее выявлять отклонения во время беременности. Бифидобактерии важны для здоровья будущей матери — они контролируют набор веса, усвоение глюкозы, поддерживают иммунитет, — и их дефицит связывают с преждевременными родами. Теперь он может сообщить еще и о гормональных нарушениях. Также результаты исследования помогут специалистам лучше понять механизмы гормональной терапии бесплодия, в которой используется прогестерон.

Кофе помогает сохранить здоровый микробиом и перистальтику кишечника

Пить кофе или не пить? Этот напиток стал настолько популярным во всем мире, что его воздействию на организм посвящают десятки научных работ. Группа исследователей из медицинского колледжа Бейлора под руководством доктора Шона Гурдвара нашла еще один аргумент в пользу любителей бодрящего напитка. Ученые провели копрограмму у двух групп испытуемых, которые пили кофе в разном объеме. Одна употребляла как минимум 82,9 мг кофеина в день (то есть хотя бы 200–300 мл растворимого или свежесваренного кофе), а другая — меньше этого показателя.

По результатам анализов, у первой группы, которая пила больше кофе, оказался выше уровень кишечных бактерий Faecalibacterium и Roseburia, деятельность которых подавляет воспалительные процессы. В то же время у них выявили пониженный уровень потенциально патогенных бактерий Erysipelatoclostridium, деятельность которых связывают с нарушением обмена глюкозы и жиров, ожирением и метаболическим синдромом.

Это не первое исследование, которое говорит о пользе кофе для кишечника. В 2019 году, например, ученые выяснили, что бодрящий напиток улучшает перистальтику, причем вне зависимости от того, обычный это кофе или декаф. Главное — помнить, что положительный эффект обеспечивает только кофе, который вы пьете не на голодный желудок, иначе вместо пользы вы рискуете получить лишь сильное раздражение.

COVID-19 может надолго поменять состав микробиома

Несмотря на то что COVID-19 связан по большей части с дыхательной системой, ученые из Китайского университета Гонконга обнаружили, что он оказывает негативный эффект и на ЖКТ. Они дважды провели анализ стула у испытуемых: в первый раз, когда им подтвердили диагноз, а затем — через месяц после выздоровления.

По результатам исследования, микробиом переболевших значительно отличался от нормального микробиома здорового человека. Несколько штаммов бактерий, которые известны своим иммуномодулирующим действием, в том числе бифидобактерии, у переболевших были обнаружены в пониженном количестве даже через месяц после выздоровления. Причем эти изменения оказались зависимы от того, насколько серьезно протекала болезнь, зато независимы от того, принимали ли заболевшие лекарства. Ученые предполагают, что дефицит полезных кишечных бактерий может замедлять восстановление после болезни.

Материал подготовлен iHerb