250 миллионов лет назад на Земле царила вулканическая зима: предшественник массового вымирания

Группа ученых определила дополнительную силу, которая, вероятно, способствовала массовому вымиранию 250 миллионов лет назад.

Анализ полезных ископаемых на юге Китая показал, что извержения вулканов вызвали «вулканическую зиму», которая резко понизила температуру Земли и оказало разрушительное воздействие на биоразнообразие планеты

В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, изучается массовое вымирание в конце пермского периода (EPME), которое стало самым серьезным событием вымирания за последние 500 миллионов лет, уничтожив от 80 до 90 процентов видов живых существ на суше и в море.

«По мере того, как мы внимательно смотрим на геологические данные во время великого вымирания, оказывается, что глобальная экологическая катастрофа в конце Пермского периода могла иметь несколько причин как для морских, так и для неморских видов», — пояснил Майкл Рампино, профессор Нью-Йорка. Биологический факультет Йоркского университета и один из авторов статьи.

На протяжении десятилетий ученые исследовали причины, способные вызвать столь глобальную экологическую катастрофу. При этом многие указывали на распространение огромных потоков лавы по так называемым «Сибирским ловушкам» — обширному региону вулканических пород на территории современной Сибири. Эти извержения вызвали стресс для окружающей среды, в том числе серьезное глобальное потепление из-за вулканических выбросов двуокиси углерода и связанное с этим снижение оксигенации океанических вод, что привело к буквальному удушению морских обитателей.

Группа ученых, состоящая из более чем двух десятков исследователей, рассмотрела другие факторы, которые, возможно, способствовали окончанию пермского периода, который простирался от 300 миллионов до 250 миллионов лет в прошлом.

В частности, они обнаружили на суше в регионе Южного Китая месторождения полезных ископаемых и связанных с ними месторождений руд — в частности, меди и ртути — возраст которых совпал с массовым вымиранием в конце перми в неморских районах. В частности, эти отложения были отмечены аномалиями в их составе, вероятно, из-за богатых серой выбросов от близлежащих вулканических извержений — они были покрыты слоями вулканического пепла.

«Атмосферные аэрозоли серной кислоты, образовавшиеся в результате извержений, могли быть причиной как быстрого глобального похолодания на несколько градусов, так и сильного потепления, наблюдаемого в конце пермского интервала массового вымирания», — объясняет Рампино.

Результаты исследования показали, что извержения Сибирских ловушек не были единственной причиной массового вымирания в конце пермского периода, и что экологические последствия извержений в Южном Китае и других местах могли сыграть жизненно важную роль в исчезновении сотен видов.

Модест Петров