Доисторическая «четвероногая змея», наделавшая шуму в научном сообществе, оказалась не змеёй

В 2015 году палеонтологи объявили о потрясающем открытии. В бразильских породах мелового периода сохранился полный скелет зверя, напоминающего змею, но с одним существенным дополнением: четырьмя крошечными, почти рудиментарными ногами.

Уже давно принято считать, что змеи не всегда были такими безногими ползучими животными, какие они есть сегодня. Но эта находка сильно запутывает ситуацию

Этот образец стал своего рода палеонтологическим «Святым Граалем». Зверь, которого ученые назвали Tetrapodophis amplectus, был тем самым недостающим звеном между змеями и ящерицами. Но вот проблема — согласно новому анализу останков, тетраподофис (на греческом означает «четвероногая змея») вовсе не змея, а один из видов вымершей морской ящерицы, жившей более 110 миллионов лет назад.

«Главный вывод нашей команды состоит в том, что Tetrapodophis amplectus на самом деле не змея, он просто был неправильно классифицирован, — говорит палеонтолог Майкл Колдуэлл из Университета Альберты в Канаде. — Все аспекты его анатомии согласуются с тем, что наблюдается у группы вымерших морских ящериц мелового периода, известных как долихозавры».

Уже давно принято считать, что змеи не всегда были такими безногими ползучими животными, какими мы привыкли их видеть. Палеонтологи ожидали, что в летописи окаменелостей где-то в тёмных коридорах времени должна существовать четырёхногая змея.

Tetrapodophis amplectus выглядел очень многообещающим кандидатом на эту роль. В ходе исследования 2015 года кости существа были тщательно изучены и проанализированы, но очень быстро Колдуэлл понял, что что-то в этой находке не так. Он и его коллеги представили опровержение в октябре 2016 года на собрании Общества палеонтологии позвоночных.

Изучив скелет, они обнаружили, что зубы животного не были изогнутыми, как зубы змеи, а череп и скелет не были похожи на змеиные. Команда не увидела и больших брюшных чешуек, наличие которых свойственно для змей. Так что, похоже, сенсация откладывается.