Незнакомый дом: Карту Млечного пути придется пересмотреть

Еще вчера мы могли с уверенностью сказать, что живем в Млечном пути – спиральной галактике с четырьмя крупными рукавами. Теперь же все усложнилось: и рукавов оказывается только два, и сама карта галактики должна быть пересмотрена.
Популярная механика
Популярная механика редакция

Если бы мы были заперты внутри своего дома, мы вряд ли сумели бы сказать, как именно он выглядит снаружи. Примерно так обстоит дело и с Млечным путем: мы находимся внутри этой галактики, и крайне трудно понять ее структуру в целом. На небе можно наблюдать и другие крупные спиральные галактики — но это как смотреть на окружающие дома в окно, пытаясь по сходству архитектуры восстановить облик своего дома. К примеру, лишь недавно, создав детальнейшую карту Млечного пути, астрономы поняли, что до сих пор неверно оценивали даже число рукавов, спирально расходящихся от центра галактики — вместо четырех их всего два.

Открытие было сделано при анализе снимков, сделанных орбитальным телескопом Spitzer в инфракрасном диапазоне. Именно на этих длинах волн удается делать наблюдения сквозь толщи звездной пыли и газа, закрывающие от нас плоскость Млечного пути. До сих пор ученые довольствовались картами галактики, составленными еще в 1950-х, на основе данных, собранных в радиодиапазоне. Тогда было выявлено расположение облаков газа и из них выделены четыре крупных рукава галактики: рукав Центавра, Персея, Стрельца и Лебедя. Мы проживаем в небольшом рукаве Ориона, расположенном между Персеем и Лебедем.

В 2005 г. инфракрасные телескопы позволили заглянуть глубже сквозь пелену пыли, в центр галактики. Тогда выяснилось, что центральная область — ядро галактики — намного больше, чем считалось. А новое исследование, в котором астрономы изучили более 800 тыс. снимков телескопа Spitzer, позволило использовать компьютер и с ним в точности установить плотность распределения звезд (всего на снимках их было больше 110 млн!). И если в направлении рукава Центавра их действительно становится все больше, то к рукавам Лебедя и Стрельца ничего подобного не происходит. Они не так плотны и включают, по большей части, межзвездный газ. Рукав Персея охватывает внешние области галактики и на фотографиях не заснят.

Это наблюдение позволило сделать вывод о том, что на самом деле у Млечного пути всего только два больших рукава — Центавра и Персея — как и у некоторых других спиральных галактик с большим ядром в центре.

Но это еще не все. Еще одно исследование, сделанное с помощью обсерватории VLBA (состоящей из десятка синхронизированных радиотелескопов, объединенных в единую систему), позволило отследить положение множества звезд в области активного звездообразования в Млечном пути. При этом здесь обнаружились звезды, движущиеся намного медленней и по намного более вытянутым орбитам, чем это допускают существующие теории. Это — еще один сигнал к тому, что наше представление о собственной галактике нуждается в серьезном уточнении.

Вместо того, чтобы двигаться по почти ровному кругу с центром в галактическом ядре, эти звезды движутся по вытянутым эллипсам, как будто назло «основному населению» Млечного пути, летящему по круговой орбите. Да и скорость этих «звезд-оригиналов» не укладывается в ожидания ученых. Возможно, это объясняется именно необычной траекторией, из-за которой возникают гравитационные волны, замедляющие их полет.

Эти возмущения пространства-времени перемещаются со скоростью света и пока что остаются лишь теоретическими объектами, хотя экспериментаторы так и рвутся обнаружиться их если не непосредственно, то хотя бы по косвенным эффектам. Строятся детекторы («Поймать волну»), уточняются теоретические модели («Космос волнуется»), предлагаются новые направления поисков («Звездные горы»)... Впрочем, вернемся к картам.

Составить полную и точную карту Млечного пути очень и очень непросто. Ведь мы находимся на самом краю его «тарелки» и вынуждены осматривать галактику с ребра. Центр ее и противоположные края и вовсе закрыты плотной пеленой газа, излучения и пыли. Однако VLBA позволил локализовать самые удаленные источники радиоизлучения и выяснить их траектории с высокой точностью.

«Пока что, — рассказывает астроном Марк Рейд (Mark Reid), — на современной карте Млечного пути остаются очень обширные неизведанные области с пометкой "Здесь водятся драконы". Но лет через десять и они буду изучены».

По сообщению Universe Today