Холодный и жесткий: Марсианская жизнь уходит вглубь

Новые данные свидетельствуют, что недра Красной планеты намного тверже и холоднее, чем считалось до сих пор.
Теги:

Исследования, проведенные зондом Mars Reconnaissance Orbiter, позволяют сделать вывод и о том, что жидкая вода (если она, все же, скрывается в недрах Марса) и живые организмы (если они, все-таки, водятся в ней) находятся намного глубже, чем рассчитывали ученые. «Мы обнаружили, что каменистые верхние слои Марса нисколько не прогибаются под тяжестью северной приполярной шапки, — рассказывает руководитель сделавшей эту находку группы Роджер Филипс (Roger Phillips). — Это значит, что внутренности планеты менее пластичны и более холодны, чем мы думали до сих пор». Открытие было сделано благодаря использованию бортового малоглубинного радара SR.

Пролетая над Северным полюсом планеты, он получил детальные изображения внутренних слоев его ледяной шапки — чередующихся отложений льда, песка и пыли, протянувшихся на тысячи километров. Снимки ясно демонстрируют гладкую, плоскую границу, существующую между ледяной шапкой и каменистой почвой под ней. Для сравнения, у нас, на Земле такое невозможно: такие объемы льда привели бы к прогибу поверхности планеты. А раз марсианская поверхность остается неподатливой, ученые делают вывод о том, что местная литосфера (внешняя оболочка планеты) отличается значительной толщиной и холодной температурой, что делает ее более прочной. По сути, это первая прямая возможность получить данные о «климате» под поверхностью Марса.

Известно, что температура в недрах каменистых планет (таких, как Марс или Земля) повышается при движении к ее центру. И чем толще литосфера, тем это повышение медленней — так что если под столь толстой литосферой, какая, похоже, существует на Марсе, находятся водоносные слои, находиться они должны довольно глубоко, там, где достаточно тепло, чтобы вода не замерзала. Соответственно, и любые формы жизни, зависящие от жидкой воды, будет найти намного труднее.

Ну и, кроме того, такие отложения, подобно «годовым кольцам», помогают заглянуть в прошлое марсианского климата. На них отчетливо различаются несколько зон чистого льда, льда с пылью, и просто пыли. Ученые считают, что эти слои указывают на длительные глобальные климатические изменения, происходящие на временной шкале в миллионы лет, и косвенно подтверждают версию о том, что связаны они с колебаниями оси вращения планеты. Причем, происходит подобное не только на далеком Марсе, но и на нашей родной планете (подробнее об этой интересной гипотезе читайте: «Климатический маятник»). Ну а на Марсе этот эффект еще более значителен из-за неустойчивости его оси («Марс раскачался»).