Сможет ли человек жить с половиной мозга: ответ вас сильно удивит!

Мозг человека является командным центром нервной системы. Он постоянно обучается, когда передает информацию от органов чувств в мышцы. Также мозг постоянно создает новые нейронные связи. Но что произойдет, если в результате травмы или операции человек лишится половины своего главного органа. Возможна ли такая жизнь и как долго она продлится?
Сможет ли человек жить с половиной мозга: ответ вас сильно удивит!
GettyImages

Вы не поверите, но обладатель наполовину полной черепной коробки будет едва отличим от здорового человека. Мозг может меняться и адаптироваться в зависимости от потребностей. В нем содержится около 86 миллиардов нейронов, которые составляют так называемое «серое вещество», а в «белом веществе» содержатся миллиарды аксонов и дендритов. Каждая клетка мозга важна, а вещества в нем скреплены между собой триллионами связей и синапсами.

В 2019 году группа ученых из Калифорнийского технологического института сделала анализ мозга шести взрослых людей, которые перенесли операцию по удалению половины головного мозга – гемисферэктомию. Возраст подопытных был от 20 до 30 лет.

Данная операция проводится с конца XIX века и применяется в экстремальных случаях эпилепсии. Также ученые сформировали вторую группу испытуемых – в нее входили здоровые люди с обеими полушариями в голове, все прошли функциональную магнитно-резонансную томографию.

Результаты исследования показали, что у людей с одним полушарием специальные сети в мозгу, отвечающие за речь, зрение и другие функции, работали так же, как и у здоровых пациентов. Еще авторы эксперимента обнаружили, что при удалении части мозга связи в нем стали крепче и лучше. Это значит, что мозг человека способен работать даже при потере 50% своих клеток и при этом не терять уровень работоспособности и функциональности.

Разные полушария нашего мозга отвечают за разные задачи. Правое полушарие контролирует левую часть поля зрения, а левое – правую. Когда мы смотрим прямо оба полушария соединяют посланную им картинку воедино.

В 2014 году семилетнему мальчику, у которого была тяжелая форма эпилепсии, удалили правую часть височной доли. В ней находится звуковой центр. И правую часть затылочной доли, которая отвечает за восприятие изображения. Мозг маленького пациента адаптировался к изменениям после операции. Вся информация, поступающая от глаз в зрительный центр, обрабатывалась левой частью затылочной доли мозга. Зрительная система будто делала панорамный снимок, каждый раз сдвигая камеру немного в сторону. Это произошло благодаря тому, что клетки серого вещества взяли на себя новые задачи и начали выстраивать новые нейронные связи.

Просканировав мозг 29-летней женщины исследователи озадачились. Они выяснили, что пациентке не хватает некоторых структур в мозгу, которые нужны для восприятия запаха. Однако, эта женщина обладала поистине фантастическим обонянием. Ученые до сих пор не выяснили причину такого феномена, но это в очередной раз доказывает способность мозга замещать недостающие элементы.

Способность мозга к адаптации зависит от множества факторов. Одним из них является возраст. Поэтому ученые из Калифорнийского института создают новое исследование, в котором они продолжают изучать возможности мозга к реорганизации после операций, травм или инсульта И все-таки факт очевиден – человек способен комфортно жить и функционировать даже с половиной мозга в черепной коробке.