Повреждать, не убивая: ученые открыли новый механизм эффективного уничтожения раковых опухолей

Ученые из Массачусетского технологического института сделали открытие, которое может расширить возможности иммунотерапии, позволяя лечить более широкий спектр видов рака.
MIT/iStockphoto

Этот прорыв стал результатом «запуска» иммунной системы организма с помощью поврежденных раковых клеток — метода, позволяющего полностью устранять опухоли

Иммунотерапия — очень многообещающая ветвь лечения рака, направленная на усиление естественной защиты организма от патологических образований. Когда дело доходит до реализации конкретных методов, подходов может быть великое множество. Ученые Массачусетского технологического института, стоящие за этим новым исследованием, начали с удаления опухолевых клеток из организма, затем лечения их химиотерапевтическими препаратами в различных дозах и, наконец, повторной имплантации обратно в опухоль.

Идея заключалась в том, чтобы задействовать явление, называемое смертью иммуногенных клеток, при котором мертвые или умирающие опухолевые клетки посылают сигналы, привлекающие внимание иммунной системы. Предполагалось, что доставка поврежденных клеток обратно в опухоль вместе с иммунотерапевтическими препаратами, известными как ингибиторы блокады контрольных точек, которые повышают способность Т-клеток атаковать рак, приведет к быстрой гибели клеток-патогенов.

Однако эксперименты in vitro дали удивительные результаты. Обработка извлеченных опухолевых клеток химиотерапевтическими препаратами на самом деле не имела большого значения: только те клетки, которые подвергались очень низким дозам, оказывали сильнейшее противораковое действие.

«Мы открыли новую концепцию иммуногенного повреждения клеток, без необходимости вызывать их смерть», — рассказал автор исследования Майкл Яффе. «Наша работа демонстрирует, что если вы лечите опухолевые клетки, а затем вводите их обратно непосредственно в опухоль и добавляете ингибиторы блокады контрольных точек, именно живые поврежденные клетки были фактором, пробуждающим иммунную систему».

По словам ученых, химиотерапевтические препараты вызывают повреждение ДНК в опухолевых клетках, что, по-видимому, активирует клеточные пути, которые посылают сигналы бедствия. С помощью ингибиторов блокады контрольных точек это побуждает Т-клетки к действию и заставляет их разрушать поврежденные клетки вместе с любыми другими опухолевыми клетками, которые оказываются поблизости.

Команда проверила свою новую комбинированную терапию на мышиных моделях меланомы и опухолей груди и обнаружила, что опухоли полностью исчезли у 40% мышей. Когда несколько месяцев спустя тем же мышам были введены раковые клетки, Т-клетки быстро идентифицировали и уничтожили их, прежде чем они смогли развиться в новые опухоли.