Данные, собранные зондом SOHO, показывают связь между солнечными вспышками и волнами, разбегающимися по раскаленной поверхности звезды. Видимо, вспышки играют здесь ту же роль, что и удары коры планеты во время землетрясений.

Корреляция солнечных вспышек и «ряби»

Внешняя оболочка Солнца то и дело вспенивается водоворотами раскаленной плазмы. Турбулентные течение порождают волны, которые разбегаются по поверхности звезды, создавая на ней мешанину подвижных пиков и впадин. Совместная европейско-американская миссия по исследованию Солнца SOHO исследовала движение этой масштабной «ряби» и позволила понять некоторые особенности того, что происходит при этом в недрах звезды. Особенно интересными оказались колебания с частотой около 3 мГц, названные «пятиминутными осцилляциями».

По словам датских астрономов Кристофера Кароффа (Christoffer Karoff) и Ганса Кельдсена (Hans Kjeldsen), считалось, что такие осцилляции должны выглядеть, как «дребезжание подвешенного посреди голой пустыни колокольчика, под ударами легких песчинок, которые разносит ветер». Однако все оказалось довольно неожиданным: «Выглядело это так, будто время от времени некто подходил и ударял в этот колокольчик, — поясняют ученые. — Видимо, мы упустили что-то важное в механизмах работы Солнца».

На деле все оказалось совсем не так тихо и мирно, и ученые начали поиски виновного. А поискав, они обнаружили, что наблюдается ярко выраженная взаимосвязь между этими «пятиминутными осцилляциями» и солнечными вспышками. Сходные явления наблюдаются и на нашей планете — во время особенно мощных землетрясений после основных толчков проходят сейсмические волны, потряхивая Землю (совершенно неощутимо, конечно) еще на протяжении нескольких недель. Примерно так же — по мнению Кароффа и Кельдсена — выглядит все и на Солнце, только роль подземных толчков играют вспышки. Резкий всплеск солнечной активности и вызывает «удары в колокольчик», вызывая сотрясения плазмы по всей поверхности звезды. Правда, как именно вспышки вызывают рябь в океане огня, которым является наше Солнце, пока неясно.

Читайте и о других находках, сделанных замечательным околосолнечным зондом SOHO — наблюдении обратной стороны Солнца («Огни сзади»), обнаружении кометы («Комета разгорячилась») и, конечно, фиксированию начала нового солнечного цикла («Прощай, двадцать третий»).

По сообщению ESA