Замечательный сосед: Сверх-Земля

Обнаружена еще одна планета земного типа, находящаяся всего в 30 световых годах от нас. Размерами она раз в 5 больше нашей, но при этом она – самая маленькая из известных на сегодня экзопланет. Удивительно, но один день на ней длится около 4 местных лет.
Замечательный сосед: Сверх-Земля

О находке сообщила международная команда астрономов, возглавляемая Жаном-Филиппом Булье (Jean-Philippe Beaulieu) и Игнаси Рибасом (Ignasi Ribas). Интересно, что для этого ученые не проводили непосредственных наблюдений, а использовали компьютерную симуляцию, исследуя характеристики уже известной планеты, вращающейся вокруг красного карлика Gliese 436 в созвездии Льва — мы писали о ней («Водный мир»). Возмущения в орбите этой известной планеты и позволили получить некоторые сведения о «новичке».

Возмущения идеально объясняются наличием в системе еще неизвестной планеты, делающей полный оборот вокруг звезды примерно вдвое медленнее, чем ее известный нам сосед, и примерно в 1,5 раза больше диаметром. Год на планете, названной GJ 436c, длится всего 5,2 земных суток, а местные сутки равны 4,2 нашим. Однако здешний день длится 3 земные недели — и в этом нет никакой ошибки. Если на Земле полный оборот планеты почти точно соответствует периоду от одного восхода Солнца до другого, то на GJ 436c они не совпадают из-за того, что оборот планеты вокруг светила длится немногим дольше оборота вокруг своей оси. В итоге здешний день (от восхода до восхода) длится около 4 местных лет — или 22 земных дня.

«После того, как мы получим окончательное подтверждение, — говорит Рибас, — мы сможем сказать, что обнаружили самую маленькую из известных экзопланет. Вдобавок, она стала первой, вычисленной не из-за влияния на свою звезду, а благодаря влиянию на соседнюю планету. Так что мы можем говорить, что это исследование подстегнет поиски еще более небольших миров — все более и более похожих на наш». Температура на ее поверхности должна колебаться в пределах 127−427ОС, на полюсах опускаясь до 77 градусов.

Из около 280-ти известных на сегодня экзопланет подавляющее большинство относятся к классу газовых гигантов, наподобие Юпитера. GJ 436c стала четвертой известной планетой земного типа, которые иногда называют «Сверх-Землями» из-за их большой (в сравнении с земной) массы. Так, тезка этого красного карлика — Gliese 581 — также известен своей планетной системой, где обнаруживаются миры, схожие с нашим и потенциально способные приютить внеземную жизнь. Мы рассказывали об этом в заметках «Соседи» и «Ошиблись адресом».