Остров стабильности: Магелланы завтрашнего дня

Путешествуя все дальше по Периодической таблице, физики уже третье десятилетие плутают в «море нестабильности» – но испытывают все больше надежд на открытие долгожданного «острова стабильности».
Популярная механика
Популярная механика редакция

На состоявшимся недавно выступлении один из «капитанов» мировой науки, академик Юрий Цолакович Оганесян из Объединенного института ядерных исследований в Дубне, рассказал о надеждах физиков-ядерщиков.

Дело в том, что в природе существуют лишь первые 92 элемента Таблицы Менделеева. Остальные (а на сегодня всего известно 118 элементов) созданы учеными искусственно на мощных ускорителях частиц, разгоняющих атомы аж до 0,1 скорости света и сталкивая их: иногда так удается добиться слияния ядер в более крупные образования. (Кстати, об этих гигантских инструментах познания мы рассказывали в статье «Левиафаны науки».) Однако такие элементы крайне нестабильны и существуют лишь малые доли секунды.

Впрочем, не все так однозначно: даже в ряду сверхтяжелых элементов есть некоторая область, по достижении которой ядра атомов становятся более-менее устойчивы. Используя ускоритель в подмосковной Дубне, группа Оганесяна еще несколько лет назад получила элементы под номерами с 113-го по 118-й и показала, что теоретические ожидания оправдались: действительно, существует некий «остров стабильности» (с «вершиной» в области 110−114-го атомных номеров), находящиеся в котором сверхтяжелые элементы обладают сравнительно долгим временем жизни.

Теперь Юрий Оганесян с коллегами заняты «картографированием» этого «острова», пытаясь установить его границы. Они намерены получить элемент-монстр под номером 120 — но, по словам академика, теория показывает, что еще дальше, за пределами Таблицы Менделеева, лежит и еще один «остров стабильности», в области атомного номера 164. Чтобы достичь этого далекого берега, ученым требуется большее понимание самой природы процессов формирования атомного ядра — и, конечно, более мощные ускорители частиц.

Пока сложно сказать, будет ли практический толк от поиска сверхтяжелых элементов. Но некоторые из уже открытых получили широкое применение. К примеру 95-й элемент, америций, полученный в 1944-м, используется в детекторах дыма, в медицине, в радиологических исследованиях.

Читайте и о другой — довольно неожиданной — периодической таблице, составленной совсем недавно: о таблице «странных» орбит, по которым могут двигаться тела в непосредственной близости от черных дыр: «Фигуры космического танца».

По информации Science Daily