Зачем российским учёным виртуальный ядерный реактор

Специалисты Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» внедряют в образовательный процесс так называемые цифровые двойники объектов использования атомной энергии. Что это такое и зачем они нужны?
Зачем российским учёным виртуальный ядерный реактор
Pixabay

Цифровые двойники ядерных реакторов – вещь чрезвычайно нужная и полезная

Как сообщает РИА Новости, в НИЯУ МИФИ разрабатывают комплексный цифровой двойник учебного ядерного реактора. Наличие установки подобного масштаба в московском вузе уникально, однако условия действия текущей лицензии на эксплуатацию не позволяют использовать её в полном объёме. «В большинстве вузов страны, даже производящих целевую подготовку специалистов для Росатома, выполнить лабораторную работу и экспериментальное исследование по нейтронной или реакторной физике в принципе невозможно из-за отсутствия установок», — рассказал заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«При этом практика на предприятиях атомной отрасли, как показала пандемия, не всегда может быть проведена в полном объёме. Естественно, такое положение вещей затрудняет формирование нужных компетенций у выпускников. Невозможно, чтобы все профильные вузы были укомплектованы подкритическими стендами и ядерными реакторами, а виртуальные ядерные установки можно будет легко внедрить в учебный процесс», – добавил он.

Опыт разработки математических моделей физических процессов в объектах использования атомной энергии в НИЯУ МИФИ насчитывает несколько десятилетий. По словам представителей вуза, математические модели физических процессов, протекающих на ядерных объектах, разработанные учеными университета, широко используют в атомной отрасли. «Объединение потенциалов коллективов, занимающихся проектированием, моделированием физических процессов и представлением трехмерных моделей в виртуальной реальности позволило ставить амбициозные задачи по разработке виртуальных аналогов и цифровых двойников сложных инженерных объектов», – рассказал Тихомиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он отметил, что в рамках данного подхода уже разработаны виртуальные аналоги подкритических и критических стендов и комплекс лабораторных работ. К разработкам цифровых двойников в вузе активно привлекают студентов и аспирантов, которые осваивают и развивают современные цифровые технологии не только в рамках учебных курсов, но и участвуя в реальных проектах. Виртуальный аналог реактора, по словам учёных, даст возможность делать то, чего нельзя сделать на настоящем объекте.

Например, увеличивать мощность и смотреть, как это повлияет на характеристики реактора; заменять элементы оборудования; подключать или отключать различные устройства. Работа с цифровым двойником также позволит разработать образовательные продукты, принципиально невозможные ранее – лабораторные работы по действиям в чрезвычайных ситуациях и устранению их последствий, по виртуальному управлению реактором, его ремонту и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цифровые двойники способны показывать невидимые в реальности внутренности объектов и визуализировать физические процессы, протекающие в них. С виртуальной копией физического объекта могут работать представители разных специальностей, программа должна это учитывать. Например, виртуальный аналог объекта может помочь предпринимателю оптимизировать эффективность бизнеса, предприятиям — быстрее обнаружить неполадки в оборудовании, а строителю — возвести сложный объект. Кроме того, хороший цифровой двойник умеет комплексно анализировать поведение реального объекта не только в привычных условиях работы, но и при необычных сценариях развития событий.

Ещё одним важным преимуществом такой технологии становится её доступность из любой точки мира, поскольку подключение к цифровому двойнику возможно по интернет-каналам достаточной пропускной способности. Комплексные цифровые двойники сложных инженерных объектов могут быть использованы не только в процессе высшего образования, но и как база тренингов оперативного персонала в режиме дополнительной подготовки.