Поступь конца света: ученые предупреждают об опасности нового массового вымирания?

Массовое вымирание – колоссальное событие, которое сопровождается легко узнаваемыми явлениями и событиями. Эксперты полагают, что одним из таких маркеров грядущей катастрофы в далеком прошлом было резкое увеличение количества микроорганизмов в озерах и реках.
Поступь конца света: ученые предупреждают об опасности нового массового вымирания?

Лесные пожары, аномальная жара и обильное «цветение» водоемов - исследователи отмечают все больше признаков, свидетельствующих о близости еще одного массового вымирания

Так, к примеру, после пермского вымирания, случившегося 252 миллиона лет назад, произошел резкий всплеск бактериального и водорослевого цветения, продолжавшийся сотни тысяч лет. Согласно исследованиями геологов, разрушительные последствия резкого изменения климата и массового исчезновения лесов привели к тому, что Сиднейский бассейн – одна из древнейших пресноводных экосистем Земли – превратилась в «ядовитый бульон» из фитопланктона и других организмов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему это так важно? Недавно мы уже писали о том, как массовые пожары из-за аномального жаркого лета истребили большие массивы леса на территории Австралии. Зола, выдуваемая ветром в океан, содержит в себе много железа и частички органики. В результате она выступила катализатором, ускорившим размножение фитопланктона – теперь значительная часть океана стала ядовитой из-за обилия «цветущих» микробов.

Неприятное совпадение, не правда ли? Увы, оно далеко не единственное. Геолог Трейси Франк из Университета Коннектикута отмечает, что «...в прошлом источником CO2 была вулканическая активность. Однако мы рассчитали, что скорость поступления углекислого газа в атмосферу тогда и сейчас почти одинаковые, только в XXI веке его источником становится деятельность человека».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водоросли и бактерии являются самыми обычными элементами пресноводной среды, однако их бесконтрольно размножение буквально высасывает из воды кислород, создавая зоны «мертвой воды», в которой не выживут более крупные существа. Глобальное потепление, обезлесение и вымывание питательных веществ из почвы в воду – вот три фактора, которые способствуют этому пагубному явлению.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изучив данные почвенного и геохимического анализа Сиднейского бассейна, исследователи делают вывод, что распространение микробов после пермского вымирания «было одновременно симптомом коллапса континентальной экосистемы и причиной ее замедленного восстановления».

Извержения вулканов сначала вызвали ускоренный и устойчивый рост выбросов парниковых газов. Это, в свою очередь, спровоцировало повышение глобальных температур на планете и ее внезапное обезлесение из-за лесных пожаров и засухи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как только деревья исчезли, начала разрушаться и структура почвы, а питательные вещества попали в пресноводные экосистемы. Более трех миллионов лет леса Земли боролись за восстановление. Вместо этого Сиднейский бассейн был усеян низменными экосистемами, которые «регулярно затоплялись застойными пресными и солоноватыми водоемами, в которых обитали процветающие популяции водорослей и бактерий», пишут авторы.

В свою очередь, эти устойчивые «мертвые зоны» препятствовали восстановлению важных поглотителей углерода, таких как торфяники, и замедляли восстановление климата и экосистем.

Результаты других исследований по всему миру также свидетельствуют, что цветение микробов является обычным явлением после массового вымирания, вызванного потеплением. Исключением, по-видимому, является случай падения слишком большого астероида, вызвавшего вымирание динозавров 66 миллионов лет назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот эпизод поднял в атмосферу огромное количество пыли и сульфатных аэрозолей, но по сравнению с вулканической активностью метеорит вызвал лишь умеренное, а не устойчивое повышение концентрации углекислого газа и температуры. Таким образом, вспышка цветения микробов была кратковременной.

Увы, все эти апокалиптические предзнаменования не слишком-то отличаются от картины наших дней. Например, исследователи отмечают, что «оптимальный температурный диапазон роста» вредных микроводорослей в пресноводной среде составляет 20-32 °C. Этот диапазон соответствует расчетным континентальным летним температурам приземного воздуха для региона в раннем триасе. И именно такой диапазон прогнозируется для летних температур приземного воздуха на средних широтах к 2100 году.

Что нас ждет? Покажет лишь время. Но уже сегодня очевидно одно: если усилиями всей планеты не предпринять срочные и чрезвычайные меры по снижению уровня загрязнения планеты, то нам не потребуется ждать век, чтобы увидеть пагубные последствия халатного отношения человека к Земле.