РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как полюбить будущее и не сойти с ума: отвечает Артемий Лебедев

Сейчас самое непредсказуемое, удивительное, сумасшедшее время в истории человечества. Вряд ли какое-то поколение столкнулось с тем, что надо отречься от своих ценностей, принять абсолютно новое – и уже через год опять предать и принять что-то еще. Это напоминает безумие. Раньше, допустим, в течение одной жизни изобрели паровоз. Ок, за 20 лет ты с ним смирился и умер с этим знанием. Дети уже выросли с паровозом, при них изобрели небольшую добавку – телеграф. Ок, приняли телеграф, научились телеграфировать в Лондон. Потом появились телефон, радио, самолет. Все это тоже было безумно, но в жизни было что-то одно. А сейчас только ты привык и принял новую технологию, как – бац! – она уже устарела, все побежали дальше. Clubhouse я давал месяц – он продержался два. Угадать ничего невозможно, проще монетку подбросить.
Тэги:
Как полюбить будущее и не сойти с ума: отвечает Артемий Лебедев

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режим отжима

При этом наша студия существует 25 лет, и 25 лет мы занимаемся дизайном при помощи компьютеров. Это пока константа: мы все еще дизайнеры, компьютер все еще рабочий инструмент. Но программное обеспечение раскрутилось, как стиральная машина в режиме отжима. Ты уже не можешь следить за тем, что происходит, потому что мир слишком быстро меняется. Даже если зафиксируешь, проанализируешь и поймешь, то к моменту завершения исследования уже наизобретают кучу нового.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И мы существуем в этом безумном мире. С одной стороны, веселье, виртуальные миры, экосистемы. С другой – надо живым людям платить зарплату. Необходимо получать проекты, делать работу, и она должна быть полезна, потому что мы находимся в реальном секторе экономики.

В деревне дизайн никому не нужен, его там не заказывают. Дизайн – производная от большого количества сложных связей, которые требуются людям: при помощи дизайна возникают сложные коммуникации в больших структурах. Поэтому мы еще какое-то время будем востребованы, пока нас не заменят нейросети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рутинная работа

Я к этому совершенно спокойно отношусь, потому что не надо будет делать рутинную работу. Хороший пример: у меня есть 10 Тб фотографий, которые я наснимал по всему миру. Сейчас делать такие кадры незачем, потому что Google Street View снимает каждый день, каждый год, и все, что я когда-то сумел своим наблюдательным глазом найти, теперь легко увидеть, просто ткнув в любую точку на карте. Мало того, можно посмотреть, как это место менялось со временем. Лично я с фотоаппаратом в этой точке не нужен.

Но вернемся к моим фото из путешествий. Вначале я думал, что когда-нибудь напишу к ним ключевые слова для поиска – и поначалу действительно это делал. Правда, тогда я снимал на пленку и каждый раз размышлял, сделать фото или нет. С переходом на цифру я стал снимать все, тысячами кадров. Вначале еще удалял плохие, а потом решил: какая разница, пусть лежит. И перестал даже сортировать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже мне пришла идея нанять студентов на летнюю практику, чтобы они написали ключевые слова к моим фотографиям. Но лет десять не мог собраться – и слава богу, потому что теперь технология это делает сама. Заливаешь фотографии на любой фотосервис: Apple, «Яндекс», Google, Adobe – искусственный интеллект сам просматривает все снимки, определяет, что на них есть, и задает ключевые слова. Ты пишешь слово «светофор», и ИИ показывает все твои фотографии со светофором. Этот сервис работает уже лет пять и не нуждается ни в каком твоем участии. Ничего делать не нужно, только снимай.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые технологии стремительно ликвидируют рутинную работу. Незаменимым и до конца жизни востребованным будет человеческое исполнительство. Любое. Способность сочинить стихи, или сплясать, или провести с тобой качественно время, или погулять по лесу, или сыграть в футбол. Любое взаимодействие, любое исполнительство – все, что может сделать человек, в чем можно посоревноваться. И тот, кто делает что-то лучше, всегда будет востребован.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но важно не забывать: пока мы сидим в своих виртуальных мирах, кто-то должен доить коров, рубить лес, сажать пшеницу. Абсолютное большинство людей всегда будут выполнять традиционную работу, для них все эти новые штуки – просто картинка из телевизора. В виртуальной экономике есть определенное лукавство: нам кажется, что весь мир преобразился, а на самом деле никто эти изменения не заметил. Просто возник еще один мир внутри другого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это здорово, когда кто-то настолько поднимается в пирамиде своих потребностей, что шлем дополненной реальности помогает ему делать работу по дому. Но в обычной жизни люди живут в избе, топят печь, возятся на огороде. И даже в самом фантастическом космическом корабле кто-то должен мыть унитаз.

Генеративный дизайн

Мое нынешнее хобби – генеративный дизайн. 90% телодвижений, которые делает дизайнер, его навыков, умений, знаний, принципов, шаблонов становятся не нужны, потому что все это идеально автоматизируется.

Все, что может сгенерировать компьютер, – генеративный дизайн. Простой пример – навигация в метро, ее сейчас никто не делает руками. Один раз создали набор шаблонов – и все: новые станции автоматически появляются во всех указателях, остается лишь распечатать обновленные файлы и вывесить на станциях и в вагонах. А когда на смену указателям придут дисплеи, то и распечатывать не надо будет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дизайнер становится технологом. Сегодня это такой программист со своим видением, который с помощью алгоритмов, математики и программного кода делает дизайн – то, что прежде было невозможно. Раньше сайты рисовались в Photoshop, а сейчас его даже не открывают, незачем. Зато необходимым для творческих людей стало умение писать код.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я за свою жизнь видел почти всю эволюцию технологий. Не застал разве что наборного шрифта, он к тому времени уже был заменен линотипом. В докомпьютерную эпоху сначала надо было сфотографировать каталог со шрифтами, проявить пленку, напечатать, вырезать буквы из фотобумаги, приклеить и еще раз сфотографировать. Так создавался, например, дизайн обложки. Я эти буквы клеил вручную, керлинг ножницами делал. Сейчас шрифт – это все что угодно. Его можно искажать, искривлять, как нравится, – нет никаких ограничений.

Николай Иронов

Вот идею пока еще должен придумывать человек, хотя искусственный интеллект уже многое подсказывает. У нас есть технология, которую мы назвали «Николай Иронов», нейросеть-дизайнер. Мы его эксплуатируем, и он в процессе обучается. Сначала Иронов просто делал эскизы логотипов. Если я видел в каком-то из них потенциал, называл ИИ номер, например, говорил: «Номер 48». И нейросеть продолжала развивать идею в этом направлении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Николай Иронов дает сотни вариантов, я их смотрю и отмечаю: «Вот этот очень классный». Такая графическая идея, которую даже живой дизайнер вряд ли придумает. Если бы существовал дизайнер, думающий как Иронов, я бы взял его на работу. Кто-то считает, что использовать нейросеть для генерации логотипов нечестно. Но ведь мы создали ее сами, внутри компании! Это самое честное, что бывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Николай Иронов трудился у нас в течение года как человек – в студии никто не знал, что он ненастоящий. Думали, фрилансер на удаленке. Даже в бухгалтерии не знали, что это ИИ, аккуратно начисляли ему зарплату.

Потом мы раскрыли секрет. Был большой хайп, потому что в городе много его работ встречается. А сейчас мы из Иронова сделали сервис, где нейросеть за 10 тыс. руб. создает логотип. Выбираешь шрифт, знак, ключевые слова, цвета – все остальное делает ИИ. Уже есть тысячи оплаченных заказов от людей, которые зашли на сервис, заказали полный набор айдентики, логотип и весь комплект, скачали готовое. По количеству это больше, чем за то же время сделала вся студия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, люди, которые рисуют руками, еще остались, но их эпоха уходит. Навык исполнительства очень ценный и может быть интересным, но для этого его надо к чему-то прикрутить, например к своему TikTok, или к стримингу, или к другому взаимодействию с аудиторией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая экономика

Мне казалось, что я достаточно хорошо усвоил из книг и своего жизненного опыта, как устроен мир и каковы его правила. Но выяснилось, что я вообще ничего не понимаю.

Например, за три часа стрима я получаю донатов столько, сколько хороший дизайнер зарабатывает за месяц, или даже больше: зрители накидывают по 150 тыс. руб. Если бы я просто сидел на улице и разговаривал с людьми, столько не получил бы никогда. И это целая новая культура донатов. Если, например, мне нравится, как рисует девочка Маша из моего класса, и я положу ей на парту 100 руб., она не поймет. А в интернете скажет: «Спасибо». Потому что там – дзынь, донат, веселая картинка, анимация, веселая картинка, звук, падение на счет. В Сети это абсолютно приемлемо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мои дети зарабатывают деньги, получая пятерки. У нас такой способ первичного накопления капитала, потому что я считаю, что платить за домашнюю работу неправильно. Подметать за деньги – это плохо. А майнить пятерки – хорошо.

Но они тратят эти деньги на покупку какой-то ерунды в виртуальной реальности, что, с моей точки зрения, глупо. Как можно реальные деньги тратить на пиксели?! С другой стороны, я сам всю жизнь занимаюсь тем же – продаю пиксели за деньги. Просто мне казалось, что пиксели, которые генерю я, экономически более оправданны. Что это понятный процесс обмена денег на творчество, аналитику, добавленную стоимость, то есть, собственно, на дизайн.

А у детей другое представление. Для них добавленная стоимость, которую они получили, – особый шлем в игре. И для них он обладает такой же ценностью, как собственная квартира – для наших бабушек и дедушек. Потому что это тоже виртуальная ценность, условность, все эти квадратные метры.

Толерантность к технологиям будет расти. Начнут появляться максимально тупые технологии, и многие люди не поверят, что этим вообще можно интересоваться. Но в основе все равно будут эмпатия, коммуникация, исполнительство и социальное взаимодействие. И зная о таком, гораздо проще принять будущее, каким бы диким, непонятным и ужасным оно ни казалось из нашего настоящего.

Загрузка статьи...