Тираннозавры жестоко дрались друг с другом. Главные новости за 13 сентября

Палеонтологи из Университета штата Альберта, Канада пришли к выводу, что тираннозавры жестоко дрались друг с другом за доминирование. Ученые из Университета Калгари, Канада пришли к выводу, что найденные в Узбекистане останки принадлежат неизвестному ранее гигантскому предку тираннозавров. Ученые из Чилийского университета описали впервые найденного в Южной Америке птерозавра — рамфоринха. Ученые из Королевского музея Онтарио, Канада нашли и описали одного из крупнейших членистоногих, жившего более 500 миллионов лет назад.
Тираннозавры жестоко дрались друг с другом. Главные новости за 13 сентября
Julius Csotonyi; Royal Tyrrell Museum

Палеонтологи умеют не только находить ископаемые останки, пролежавшие в земле сотни миллионов лет, но и «собирать» из едва различимых следов целые организмы, не только «листать» книгу, но и читать

Палеонтологи из Университета штата Альберта, Канада проанализировали 202 черепа и челюсти тираннозавров, на которых в общей сложности было 324 шрама. Ученые пришли к выводу, что динозавры кусали друг друга за морды в борьбе за территорию, партнера или более высокий статус. Схватки обычно происходили между тираннозаврами одной возрастной категории, уже достигшими половой зрелости. Шрамы от укусов на черепах присутствовали примерно у 50% половозрелых (но еще не взрослых) особей и примерно у 60% взрослых. Определить пол динозавра почти невозможно, если он не умер во время беременности или откладывания яиц. Но то, что у половины тираннозавров были обнаружены подобные шрамы, может означать, что дрались чаще всего представители только одного пола. Тираннозавры вымерли 66 миллионов лет назад.

В 1980-х годах в пустыне Кызылкум в Узбекистане были найдены странные ископаемые останки, которые только теперь удалось идентифицировать. Работа палеонтологов из Университета Калгари, Канада дала впечатляющий результат — они показали, что найденные почти 40 лет назад останки принадлежат к неизвестному виду, который теперь носит название Ulughbegsaurus uzbekistanensis, в честь великого астронома и математика Улугбека, жившего в Самарканде в XV веке. Динозавр принадлежал семейству кархародонтозавридов — Carcharodontosauridae. Он передвигался на двух ногах, был почти восемь метров в длину и имел 15-сантиметровые острые зубы. Он был предшественником тираннозавров. «В то время это был самый крупный хищник в местной экосистеме, — говорит одна из соавторов статьи, профессор Дарла Зеленицкая. — Мы пока точно не знаем, отчего именно кархародонтозавриды вымерли около 90 млн лет назад, и как именно тираннозавры заняли их место высших хищников, которое в позднем меловом периоде олицетворяет для нас Tyrannosaurus rex».

Ученые Чилийского университета и Музея естественной истории и культуры пустыни Атакама опубликовали работу, в которой идентифицировали ископаемые останки птерозавра, найденные в 2009 году в пустыне Атакама. Согласно результатам исследования эти останки принадлежат «летающему дракону» или раннему виду птерозавров — рамфоринху (Rhamphorhynchus). Ученые долго не могли прийти к выводу о видовой принадлежности останков в основном потому, что прежде никогда останки птерозавров этой группы в Южной Америке не находили. Эти «летающие драконы» жили на Земле около 160 миллионов лет назад. Взрослые особи имели размах крыльев около двух метров. Прежде все основные находки рамфоринхов были сделаны в Северном полушарии.

Палеонтологи из Королевского музея Онтарио, Канада ведут постоянные раскопки на территории штата Британская Колумбия. Там есть отложения морских осадочных пород времен кембрийского взрыва — это сравнительно короткий период времени, примерно 540 миллионов лет назад. Во время этого взрыва возникли многие виды многоклеточных животных, в том числе хордовые, моллюски и членистоногие. По сравнению с гигантами мелового периода — динозаврами, они были скромных размеров, но и среди них были свои гиганты. Ученые обнаружили отпечатки древнего многоклеточного существа. Оно относится к семейству хурдиид (Hurdiidae). Так палеонтологи называют группу древних членистоногих хищников, которые обладали крупными размерами, сильно вытянутой головой и большим набором длинных усов-щупальцев, помогавшим им извлекать пищу со дна океана или из окружающей воды. Нового представителя этого семейства назвали Titanokorys gainesi. Это один из самых больших хурдиидов: в длину особи достигали как минимум полметра, причем больше половины приходилось на голову и покрывавший ее панцирь.