На заре нашего мира: что молодые звезды могут рассказать о рождении Солнечной системы

Работа, опубликованная в журнале Nature, дает ключ к разгадке происходившего в момент зарождения нашего Солнца. На поверхности молодой звезды было обнаружено пятно уникальной формы, которое ранее не наблюдали ученые.

Миллиарды лет назад наше Солнце было просто растущей звездой. Как оно выглядело в молодом возрасте? Откуда взялись все эти планеты? Откуда взялась Земля?

Когда формируется молодая звезда, она поглощает частицы пыли и газа, кружащиеся вокруг нее в протопланетном диске. Частицы притягиваются к поверхности звезды — этот процесс называют аккрецией. Солнце тоже через него проходило.

Протопланетные диски находятся внутри намагниченных молекулярных облаков. Было высказано предположение, что протопланетные диски и звезды связаны магнитным полем и частицы движутся по полю к звезде. Когда частицы сталкиваются с поверхностью растущей звезды, в точках столкновения возникают уплотнения.

Команда ученых рассмотрела молодую звезду под названием GM Aur, находящуюся на расстоянии около 450 миллионов световых лет от Земли в молекулярном облаке Тельца. Наблюдения подтвердили точность разработанных моделей аккреции для предсказания таких «горячих точек». Модель вычисляла, как магнитные поля направляют частицы из протопланетных дисков, чтобы они врезались в определенные точки на поверхности растущих звезд.

В настоящее время невозможно сфотографировать поверхность такой далекой звезды, но можно зафиксировать излучение с разными длинами волн. На протяжении месяца ученые делали ежедневные измерения рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного и видимого диапазона. Чтобы «заглянуть» внутрь GM Aur, использовались данные орбитального телескопа «Хаббл», орбитальной обсерватории «Свифт» и глобальной сети телескопов обсерватории «Лас-Камбрес».

GM Aur совершает полный оборот примерно за одну неделю — ожидается, что за это время удастся зарегистрировать и максимум, и минимум яркости, поскольку интересующее ученых яркое горячее пятно поворачивается сначала от Земли, а затем снова к нам. Команда была озадачена увиденным — обнаружилось «смещение» данных. Вместо того, чтобы все длины волн света достигли пика яркости одновременно, ультрафиолетовый свет достигал пика яркости на день раньше остальных.

Ученые много раз перепроверили данные и поняли, что это не ошибка — сама горячая точка оказалась не полностью однородной и внутри нее есть более горячая область.

Когда-то на Солнце были такие же горячие точки, правда, в отличие от солнечных пятен, которые наоборот холоднее остальной поверхности Солнца, они были сконцентрированы в областях поглощения частиц окружающего протопланетного диска из газа и пыли.