Удивительная походка тихоходок: ученые не перестают удивляться

Тихоходки, как известно, чемпионы по выживанию в самых экстремальных условиях. Они могут выжить в ядерном реакторе и даже в открытом космосе, носят броню из ДНК-нитей и способны впадать в анабиоз. Однако это далеко не все удивительные способности крошечных существ. Вы никогда не обращали внимание на то, как они передвигаются?
Удивительная походка тихоходок: ученые не перестают удивляться
Getty Images

В конце концов, они одни из немногих животных с настолько мягкими телами, которые могут ходить, к тому же они одни из самых маленьких животных с ногами, о которых известно науке. «Одна из самых крутых — и поначалу самых неожиданных — особенностей тихоходок, которые мы с удивлением обнаружили, заключалась в том, насколько ... хороши они в этом», — написала в Twitter биолог-механик из Университета Рокфеллера Жасмин Нироди.

Она отметила, что у тихоходок «правильная походка, удивительно похожая на походку гораздо более крупных животных!»

Нироди и ее коллеги записали ходящих тихоходок вида Hypsibius dujardini, чтобы проанализировать их походку и координацию ног, и получили весьма неожиданные результаты. «Мы не принуждали их к чему-либо. Иногда они бывали расслабленными и просто хотели прогуляться по субстрату», — рассказала Нироди. «В других случаях они видели что-то, что им нравится, и буквально бежали к этому объекту».

Команда позволила тихоходкам прогуляться по разным поверхностям, обнаружив, что их походка очень похожа на движения насекомых, несмотря на то, что две этих группы невероятно различаются размерами и устроены совершенно по-разному.

Команда также записала, как маленькие создания пытались ходить по гладкому стеклу (далеко они не ушли) и по гелям с двумя разными уровнями жесткости, чтобы выяснить, повлияет ли это на походку.

«Мы обнаружили, что тихоходки адаптируют свои движения к "галопирующей" схеме координации при ходьбе по более мягким поверхностям», — пишет команда в новой статье. «Эта стратегия также наблюдалась у членистоногих, которым она позволяет эффективно перемещаться по текучим или гранулированным субстратам».

Почему тихоходки так похожи на насекомых, все еще остается открытым вопросом. Исследователи не уверены, мог ли у них существовать потенциальный общий предок, или же особенность ходьбы развивалась отдельно и независимо у обоих организмов – это так называемая конвергентная эволюция.

Наталья Постникова