«Вскрытие покажет»: чем питались жертвы Везувия

Люди, жившие в городе Геркуланум, были мгновенно убиты потоками чудовищного жара, извергающимися из вулкана Везувия в 79 году нашей эры. От их желудков ничего не осталось, но это не помешало археологам узнать о диете обреченных древних римлян.
«Вскрытие покажет»: чем питались жертвы Везувия
ANDREAS SOLARO/AFP

Ученые изучили изотопы в коллагене костей жертв вулкана и обнаружили, среди прочего, что мужчины ели значительно больше морепродуктов, чем женщины

Исследовательская группа изучила останки 17 из 340 человек, которые были раскопаны на пляже Геркуланума и под каменными сводами города, куда многие жители бежали во время извержения вулкана. 17 останков принадлежали 11 мужчинам и 6 женщинам. Основываясь на количестве изотопов углерода и азота костях, команда определила, что мужчины в Геркулануме потребляли примерно на 50% больше белка из морепродуктов, чем женщины, в то время как последние получали большую часть белка из «земных» источников – мяса животных, яиц, фруктов и овощей. Результаты работы команды опубликованы в журнале Science Advances.

Сильвия Сончин, археолог из Йоркского университета и ведущий автор статьи, заявила в пресс-релизе университета, что ученым уже было известно, что мужчины в Геркулануме имели больший доступ к рыбе, чем женщины, по простой причине – добычей рыбы занимались именно они. Рыбаки Геркуланума были весьма привилегированы, а потому могли позволить себе употреблять в пишу часть улова.

«Мы не знаем, относятся ли эти результаты только к Геркулануму и Неаполитанскому заливу или же они применимы к римской диете в целом», — отметила Сончин в интервью порталу Gizmodo. «Однако мы предполагаем, что римская диета могла отличаться от той, о которой мы привыкли думать. Например, ранее считалось, что римляне употребляли в пищу в основном зерновые и растительные продукты, а продукты животного происхождения и рыба составляли лишь малую часть "продуктовой корзины". Однако наше исследование демонстрирует, что белки и калории, полученных от наземных животных и морской рыбы, вносили существенный вклад в рацион римлян. Для сравнения, они ели куда больше рыбы, чем жители Средиземноморья в XX веке».

Рацион в Неаполитанском заливе обычно включал хлеб, оливковое масло, птицу, дичь (например, кабана), фрукты и овощи и, конечно же, рыбу. Поскольку город был расположен прямо у воды, морепродукты были ключевым компонентом рациона, и даже когда рыба или моллюски не подавались на стол в чистом виде, их часто ели с гарумом — ферментированным рыбным соусом. Эта диета обнаруживается в археологических свидетельствах, но подтверждения ее состава были найдены в 2019 году, когда в Помпеях были раскопан хорошо сохранившийся термополий — римский продовольственный ларек.